Подробности процесса, сроки слияния бюджетов и выборов властных персон уже обсуждены во всех подробностях (см. вчерашний номер "РГ"). Но в данном случае главное - стратегия.
Пермский край - это немногим менее 3 миллионов человек (в КПАО - 150 тысяч). Города. Села. Заводы. Транспортные пути. Лес. Полезные ископаемые. Суровый климат. Небогатая "социалка". Как свидетельствуют данные Всероссийской переписи населения, с 1989 года оно в области и автономном крае сократилось соответственно на 7 и 14,2 процента. Смертность, "отрицательная миграция" - все до боли знакомо. Регион не из самых благополучных. Всем моделям модель: таких краев в России - двух рук не хватит, чтобы по пальцам сосчитать.
К территориальным переделам пермякам не привыкать точно так же, как и многим другим гражданам державы. В XV веке Великое Пермское княжество вошло в состав Русского государства. Современные же границы края нарисовали сначала Сталин (Коми-Пермяцкий национальный округ создали в 1925 году, в 1938 году Пермскую область выделили из состава Свердловской), а позже - Ельцин (самостоятельным субъектом РФ КПАО стал на волне знаменитого "парада суверенитетов", которых было предложено "брать, сколько сможете проглотить"). Сейчас штриховка политической карты вновь поменялась. Зачем? Ответ во все времена был одинаков: по логике не отдельных территорий, а государства в целом. По причине его силы или, наоборот, слабости.
В ельцинские времена движение было "центростремительным" - по инерции от распада Союза, из-за необходимости в смутные времена выживать по логике "каждый сам за себя", вследствие амбиций массы "региональных баронов" и слабости Кремля. Оставшуюся в наследство с тех времен мешанину договоров о разграничении полномочий между центром и субъектами РФ пришлось потом расхлебывать долго, мучительно и не всегда бескровно. По Конституции 1993 года в РФ есть республики, края, области, автономные округа, города с особым статусом и так далее по вертикали вниз. Каждая территориальная единица имеет собственный круг полномочий и статус, у каждого - своя норма представительства в федеральных структурах власти, бюджет, возможности для лоббизма, и снова амбиции, амбиции, амбиции...
Сегодняшний федеральный центр готов потворствовать им меньше, чем в любой другой момент истории. Налицо другая тенденция - "рецентрализаторство", как выражаются политологи. Вертикаль власти освобождают от любых "архитектурных излишеств" и устремляют перпендикулярно вверх. Но для того чтобы, упертая в российское бездорожье и болота, она не кренилась и не расшатывалась, площадку под фундамент тоже равняют, посыпают новым гравием, а местами и бетонируют на жесткой стяжке. При этом ряд персон и структур обречены оказаться в тот самый бетон "закатанными" - и сопротивляются, как могут.
Все логично: централизация коснулась практически всех сфер. Уже устранены "лишние звенья" и перераспределяются бюджетные полномочия на уровне органов местного самоуправления (принятому Закону об МСУ тоже дали время на укоренение и "приведение в соответствие" с реальностью). Реорганизовано Правительство, по иным законам строят свою деятельность и выдвигаются во власть политические партии, сугубо "техническим" стал Совет Федерации и вполне "управляемой" - Дума. Лишь административно-территориальное устройство до поры оставалось нетронутым: для неизбежных изменений в Конституции требовалось подготовить почву особо тщательно. Действовали без ненужной спешки (оттого федеральные чиновники одергивали особо ретивых сторонников создания в РФ то сорока, то 15 регионов вместо 89). Образование семи федеральных округов задачу решало лишь отчасти - полпреды так и не получили многих (в первую очередь бюджетных) полномочий, чтобы стать настоящими "наместниками" в своих владениях и жестко проводить президентскую политику на местах. Сейчас реформу повели снизу, "от земли". Снова не все бесспорно и универсально.
Что-то стоит, а что-то незачем укрупнять. Есть примеры (например в Омской области), когда слияние сельских районов в один приводило к упадку и разрухе в забытых властью деревнях. Есть и опыт крупных городов, где "муниципалы" шага не ступят без воли мэра или губернатора, потому что коммуникации и прочее хозяйство никак не "режутся" на сотню самостоятельных кусочков. Есть Ненецкий АО, Ханты-Мансийский, Ямал, Бурятия, Горный Алтай... С каждым "сложно составным", "матрешечным" регионом возникшие вопросы придется решать индивидуально. Резко против укрупнения уже сейчас выступают влиятельные лица местной элиты, олигархи, "приватизировавшие" в сырьевых регионах власть, правые и левые политики, приводящие порой прямо противоположные резоны. Далеко не все "кремлевские башни" в этом вопросе тоже полностью единодушны.
Укрупнение Пермского края не так уж много изменит в масштабах страны. Но "пробный шар" брошен в муравейник. Споры, взаимные укусы, бюджетные страсти, подковерная и открытая борьба - все это дело ближайшего будущего. В России - стране "особо крупных размеров", разделенной тысячей мелких барьеров и перегородок, федеральные реформы никогда не проходили спокойно и гладко. Одно радует: иногда их все-таки доводили до конца.