В первую очередь сюда относятся военнослужащие, увольняемые, а также уже уволенные в запас. Бывшие офицеры приобретают жилье по программе "Государственные жилищные сертификаты", имеющей статус Президентской. Продолжается также финансирование переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий посредством выделения северянам жилищных субсидий.
Наконец, в рамках программы "Жилище" государство способствует приобретению квартир для ликвидаторов Чернобыльской и прочих радиационных катастроф, вынужденных переселенцев, семей, пострадавших от стихийных бедствий.
Впервые в прошлом году "отдельной строкой" были выделены средства по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и это направление продолжается в нынешнем году.
После каждой публикации перечня расценок на квадратный метр по регионам (а Госстрой пересматривает их ежеквартально) у читателей "РГ" неизбежно возникает один и тот же вопрос: почему "средняя рыночная стоимость" для приобретения жилья по государственным программам, рассчитанная Госстроем и утвержденная Правительством, как правило, недотягивает до тех реальных цен, которые диктует рынок в разных городах и регионах? "РГ" провела собственное мини-исследование, результаты мы свели в табличку. Особенно велики такие расхождения в крупных городах - таких, как Москва, Санкт-Петербург, где на сегодняшний день "средняя рыночная стоимость" квадратного метра по документу меньше реальных цен, которые предлагают продавцы жилья, практически вдвое. И в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Ханты-Мансийске и во многих других городах в реальности жилье тоже заметно дороже.
Причин для этого несколько. Во-первых, методика расчетов такова, что, за исключением обеих столиц, "рыночная стоимость" метра по Госстрою определяется в целом по региону. Ясно, что в областном центре или столице автономии квартиры дороже, чем за их пределами, и на одну и ту же субсидию семья вполне может приобрести себе жилье где-нибудь в районе, но за такое же в городе уже придется доплатить. Государство экономит таким образом финансовые ресурсы и одновременно регулирует потоки переселенцев, естественно, стремящихся в более комфортные и привлекательные для жизни и работы крупные города. Но за удовольствие там жить люди вынуждены доплачивать из собственного кармана.
Есть еще одна причина, о которой не раз говорили специалисты Госстроя. Дело в том, что выделение земли под новостройки, подведение к этим площадкам всех необходимых коммуникаций (водо-, электро-, газоснабжения, канализации и прочего) в конечной стоимости квадратного метра составляет примерно 25-30 процентов.
Финансироваться вся "инженерка" должна из местных бюджетов, и тогда для строителей возведение квадратного метра, а для покупателей его приобретение обошлось бы заметно дешевле. На деле же эти расходы "ложатся" сначала на инвесторов и подрядчиков, а затем включаются ими в отпускную цену жилого метра. Если эта практика не изменится, реальные ценовые "ножницы" будут продолжать увеличиваться и дальше. Особенно если учесть, что в регионах с благополучной экономикой уже второй год наблюдается резкое повышение спроса на жилье.
В Москве, например, в прошлом году цены на стандартные (неэлитные) квартиры увеличились в среднем на 40 процентов, и специалисты все чаще говорят о "спекулятивных ценах" на московском рынке недвижимости. Поэтому желающим переселиться, воспользовавшись своим правом на государственную поддержку, в столицу (как и в другие крупные города) придется либо доплачивать из собственного кармана, либо довольствоваться жильем меньшей площади.