Триумфальное выступление группы "ДДТ"

В минувший уик-энд корреспондент РГ отправился на концерт "ДДТ" в московской "Горбушке", которым группа заканчивала большой отрезок своего всероссийского турне.Уже проникшая в зал публика находилась в экзальтации - получасовое скандирование и свист заставили музыкантов выйти на сцену практически по расписанию, что в практике рок-концертов большая редкость.

Казалось, Шевчук и его товарищи решили расправиться со своей предыдущей жизнью, записав альбом "Единочество". ДДТ удалось выпрыгнуть из того модуса, в котором группа существовала последние лет десять - настолько новой и отчанной представлялась поэтика, пришедшая на смену знакомому репертуару . Однако вслед за альбомом-откровением вышла в свет вполне спокойная пластинка "Песни", на которой музыканты ДДТ перезаписали несколько старых хитов в более простой и аскетичной манере. Нынешнее турне проходило именно в поддержку этого диска, так что представленная в "Горбушке" программа была как раз на радость тем, кто любит ДДТ "за старенькое" и не очень понимает новых выкриков Юрия Юлиановича.

Шевчук сейчас, вероятно, единственный из первой волны ленинградского рока музыкант, который не может пожаловаться на судьбу и недостаток внимания. Средний возраст его зрителя не меняется уже лет десять - став музыкой молодости для отцов, он спокойно и безо всяких дополнительных усилий продолжает разговор с их детьми. На минувших выходных аудитория "Горбушки", в которой преобладали молодые и очень молодые лица, практически весь концерт пела хором, да так, что порою заглушала не самый тихий звук: о таком даже БГ, чей зритель постоянен в своих привязанностях, может только мечтать. Последний такой сеанс двухчасового хорового пения стены легендарного ДК видели на концертах землячки Шевчука - Земфиры.

"Ругать Шевчука" последние лет десять было модным занятием критики и наиболее ехидно настроенной части музыкальной общественности. Ему приписывали претензии на мессианство и монополию на лавры единственного адвоката "честного рок-н-ролла" в борьбе с попсой и фонограммщиками, пеняли претензиями на место "современного Высоцкого". Забавно, но под шумок подобных замечаний Шевчук тихонько, медленно и постепенно завоевал себе права на все то, в чем ему долго отказывали. Полный аранжировочных красот альбом "Метель августа" (на котором встретились рок-н-ролл, баллады и блюзы), а затем и выстраданный, запредельный по напряжению двухчасовой студийный труд "Единочество" заставили злые языки примолкнуть. И пока его коллега и земляк Вячеслав Бутусов путешествует по радиоэфирам с совершенно попсовой "Песней идущего домой", а другой товарищ по оружию БГ отмечает собственный юбилей в Кремлевском дворце, Шевчук и его группа играют самый чистый и бескомпромиссный русский рок. Смешно, но только у нынешнего ДДТ могут спокойно смешиваться фанковые ритмы и песнопения народного ансамбля "Радуйся", который вот уже год как подпевает группе на всех ее концертах. Да и в умении взаимодействовать с публикой добродушный и улыбчивый "батька" может дать фору любому из своих братьев по цеху - хоть отстраненному Гребенщикову, хоть угрюмому Бутусову. И пусть со сцены исполняется злая и простая, как мычание, песня "Фонограммщик", за которую в свое время Шевчук схлопотал звание борца с ветряными мельницами, или четвертьвековой давности "Хиппаны", под которую танцуют ностальгирующие сорокалетние дяди, - ДДТ годами и годами выступлений выковала такой концертный звук и такую исполнительскую технику, какого в России не встретить и у "аксакалов" рок-н-ролла, не говоря уж об идущей следом музыкальной молодежи.