В настоящее время на территории Сахалинской области проживают 3654 аборигена. Самый многочисленный народ — нивхи, их более 2400 человек. Самые малочисленные — нанайцы, эвенки и ороки.
По словам старожилов Ногликского района Надежды Танжиной и Валентины Пулюс, торжества совпали с традиционным национальным празднованием — праздником Медведя. В это время просыпаются от зимней спячки косолапые.
По представлению древних нивхов, они — горные люди, потому находятся с медведями в кровном родстве. Древние племена считали, что медведи-люди посылают им своего медвежонка, нивхи принимали его, как родного ребенка, кормили изысканными блюдами, ухаживали за ним в течение двух-трех лет, и затем убивали на медвежий праздник, чтобы отправить с ним различные дары горным людям. А если хищник задирал человека, то считалось, что он стал медведем и ушел жить в горы к горным людям. Поэтому его и хоронили как священное животное.
По данным ученых, медвежий праздник пришел к аборигенам Сахалина от айнов. По словам старожилов Ногликского района, последний раз его отмечали нивхи в 1970 году. Обряд сопровождался собачьими и оленьими гонками, ритуальными танцами, обрядом кормления убитого медведя ритуальной пищей, а затем — национальными спортивными состязаниями. Танцовщицы надевали специальные халаты, сшитые из рыбьей кожи.
— Нивхские мастерицы и сейчас выделывают рыбью кожу, — говорит начальник отдела культуры Ногликского района Любовь Романова.
Для начала кожу надо очистить, потом замочить на сутки в мыльном растворе (для обезжиривания), простирать, расстелить на столе, закрепить и еще раз ножом очистить с внутренней стороны, простирать. После всей этой процедуры кожа растягивается на гладкой поверхности (можно на стекле) и сушится. Высыхая, становится жесткой и прозрачной, как стекло. Затем ее нужно мять до тех пор, пока она не станет мягкой, как тетрадная промокашка. Это самый трудоемкий процесс, за час я смогла растереть только две шкурки. После этого кожу рыбы можно использовать для пошива одежды, кисетов, сумочек, изготовления панно.
Нивхи выделывают кожу любой рыбы: горбуши, кеты, кунжи. Современный метод выделки рыбьей кожи почти ничем не отличается от методов, которые использовали древние нивхи, за исключением мыльного раствора. Одежда из рыбьей кожи получается очень прочной и водонепроницаемой, ее носили в основном предки нивхов, за что русские поселенцы назвали их «рыбьекожими» людьми.
Мне удалось попробовать фирменное блюдо аборигенов Сахалина — «хлеб» древних нивхов, ороков и эвенков — юколу. Она была представлена на выставке в изобилии: вяленая, вымоченная, наструганная на мелкие кусочки... Для нас она оказалась несколько непривычной — почти полное отсутствие соли и сахара.
— Юколу делали из разных видов рыб, даже из бычка, — рассказывает Валентина Пулюс. — Вяленые пласты рыбы имеют свое название. Из одной рыбины делают шесть юкол. Очисткой и разрезанием рыбы всегда занимались женщины. Нивхи заготавливали юколу в огромных количествах, использовали и как корм для ездовых собак. В качестве соли нивхи употребляли специальный раствор. Они собирали выброшенные на берегу моря деревья, сжигали их и затем золой разводили воду из реки. Зола оседала, а вода становилась соленой. В эту воду макали рыбу и ели.
Ритуальные блюда нивхов — муви и мос. Муви — густая растертая ягодная масса (как правило, брусника) с икрой и жиром. Сейчас это блюдо делают с использованием толченого отваренного картофеля с небольшим добавлением сахара. Мос — студень из сваренных кож кеты или горбуши. Полученной сваренной жижей заливают в специальных ритуальных чашках подсушенные ягоды, ставят в холодное место, где она застывает и превращается в студенистую массу. Эти блюда коренные народы Севера Сахалина использовали в повседневной пище, они хорошо сохраняют свои вкусовые качества и не портятся долгое время.
Аборигены говорят, что в старые времена их предки, чтобы сохранить вкусовые качества ягод, складывали их в специальную корзину и заливали нерпичьим жиром, в таком виде ягоды могли сохраняться целый год, отсюда и произошла традиция готовить десертные блюда на рыбьем или нерпичьем жире. Кстати, нерпичий и олений жир использовался народами как средство для лечения многих болезней. Ритуальными блюдами кормили духов леса, воды, огня и земли. Так накануне лососевой путины народы Севера до сих пор ежегодно отмечают праздник Лосося и кормят духов воды, прося у них удачи и хороших уловов.
В ходе праздника состоялось открытие выставки декоративно-прикладного искусства и изобразительного творчества коренных народов Севера Сахалина, где были представлены национальная одежда, поделки из дерева и бересты, амулеты, панно, картины. Здесь можно было увидеть уникальные вещи, которые сегодня продаются по цене от 500 долларов и выше: детский халат из рыбьей кожи; панно с использованием орнаментов, меха, перьев птиц и рыбьей кожи.
В повседневной жизни коренные народы все меньше пользуются традиционной пищей, одеждой и атрибутами быта своих предков.
Оставшиеся старые мастера стараются передать свое национальное мастерство подрастающему поколению, но, по словам стариков, это довольно трудно сделать из-за дефицита традиционных материалов: рыбу им позволяют вылавливать в ограниченном количестве, оленьих родовых хозяйств не осталось, да и дети и внуки уже не умеют охотиться. Национальные халаты мастерицы сегодня шьют не из кожи и меха, а из тканей. В повседневной жизни коренные народы все меньше и меньше пользуются своей традиционной пищей, одеждой и атрибутами быта, которые раньше были неотъемлемой частью жизни их предков.
Самой азартной частью праздника были соревнования. Они проходили на покрытой льдом реке Тымь. По словам председателя общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ногликского района Кима Лиманзо, у нивхов традиционными видами состязаний были: прыжки в высоту, тройной прыжок (прыжок в длину с трех попыток), прыжки через нарты, метание гарпуна, собачьи гонки. У ороков и эвенков — борьба, стрельба из луков, метание гарпуна, оленьи гонки.
В прыжках через нарты побеждает тот, кто без остановки перепрыгивает через самое большое количество нарт. Тройной прыжок пришел из нивхских обрядов — прыжки через костер (нивхи считали, что таким образом они получают от духа огня здоровье и удачу). Как вспоминают старики-нивхи, разжигались очень большие костры с высоким пламенем, через которые спокойно перепрыгивали их предки. По их словам, сегодняшней молодежи далеко до их предков. Но даже «слабые» спортивные достижения молодежи коренных народов мы не смогли осилить.
На нынешнем празднике впервые за долгие годы были представлены: собачья упряжка из четырех собак (раньше традиционно в упряжке было 12 собак) и две оленьих упряжки (в каждой упряжке по два оленя). Собачьи бега и оленьи гонки всегда были главными и зрелищными атрибутами народных празднеств. Упряжку, которая приходила последней, зрители встречали с прутьями и били собак. Собаки были основным средством передвижения предков нивхов, одним из распространенных средств обмена (на них можно было выменять лодку, тюленьи шкуры, жир), а также средством уплаты штрафа за нарушение религиозных установлений.
Праздник закончился. Словно на какое-то мгновение приоткрылась завеса прошлого, и перед нами во всем своем величии предстали предки народов Севера: добрые, мудрые и ловкие. Меня поразили слова одной нивхской бабушки, которая сказала, что ее народ обязательно выберется из той «ямы», в которой он оказался сегодня, ведь молодое поколение пытается вернуться к традиционным территориям и занятиям своих предков.
Кстати
На Камчатке стартовала международная гонка на собачьих упряжках «Камчадал», этап Кубка мира. Всего в гонке участвуют 14 упряжек из Франции, США, Южной Кореи и России.
На первом этапе гонки — ночном, протяженностью в 70 километров, — лидировали французы: Жак Филипп, затем Мегали Филипп. Третьим — Роберт Вали. За ними с большим отрывом, пришли две российские команды — Сергея Панюхина и Сергея Фролова. Выяснилось, что в упряжке Панюхина «вышла из строя» одна из собак, и пришлось выпрягать ее из упряжи и везти к финишу на нартах.
Как показал первый этап гонки, европейские и американские собаки выиграли у российских почти час. Трасса, снежный покров, погода — отличные. У французов и американца есть реальные шансы на победу. Но впереди еще пять этапов...