В их числе крупнейший в Европе - "Нехотеевка" на российско-украинской границе, "Борисоглебск" на российско-норвежской границе, "Яраг - Казмаляр" на границе с Азербайджаном и Багратионовск в Калининградской области. Новые таможенные пункты ежедневно минуют чуть не 17 тысяч автомашин с грузами. Для сравнения: до 2000 года в аналогичном суточном режиме через границы успевало проходить чуть больше 3000 автомобилей с грузами в пять раз меньше!
Обошлись новостройки таможенникам за три года в 6,09 миллиарда рублей. Почти 60 процентов этой суммы ушло на обустройство автомобильных пунктов. Но практика показывает, что затраты того стоят.
Еще в прошлом году Багратионовский пункт пропуска в Калининградской области выделялся разве что километровыми очередями автомобилей, скапливающихся на пограничном переходе. Да и много чем еще отличался он от комфортабельного и обустроенного польского пункта "Безледы". А сейчас, после недавней реконструкции, разница почти незаметна - Багратионовск подтянулся к евростандартам. Считается, что теперь все три таможенных поста на российско-польской границе - в приграничных городах Мамоново, Гусеве и Багратионовске - могут конкурировать с польскими соседями. Реконструкция Багратионовского перехода обошлась Государственному таможенному комитету в 16 миллионов долларов США и в 3 миллиона евро - Евросоюзу.
- Мы пропускаем через границу около 1200 автомобилей в сутки, - рассказывает заместитель начальника таможенного поста Евгений Геранин. - Раньше пропускная способность была рассчитана на 500 машин в сутки. Конечно, проходило гораздо больше. Но можете себе представить, в каких условиях нам приходилось работать!
Сейчас перед границей очереди небольшие. Туристические автобусы ходят по расписанию, а потому на переходе задерживаются ровно на время проверки пограничниками всех документов у проезжающих и визуального осмотра таможенниками самого автобуса и багажа пассажиров. На осмотр одного легкового автомобиля уходят минуты две-три, грузового - минут пять.
Углубленный досмотр проводится в двух случаях: если имеется оперативная информация, что в такой-то машине будет партия нелегального товара, или если поведение гражданина вызвало подозрения у таможенника.
- Не так давно уровень досмотра товаров в России достигал 120 процентов, в таможенных органах существовала целая армия контролеров, - рассказывает заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по Калининградскому региону Дмитрий Чемакин. - Но это, так сказать, экстенсивный путь развития, у которого перспективы нет. Объемы экспорта и импорта увеличиваются, и, если вместе с ними будет увеличиваться количество чиновников, проверяющих товары, все средства из бюджета уйдут только на содержание таможни. Новый Таможенный кодекс контроль не отменяет. Тотальные проверки заменяются выборочными. Предполагается, что в 2008 году будет досматриваться около 10 процентов товаров. Все остальные грузы будут идти прямо с колес.
Калининградские таможенники знакомы с удобством работы по системе рисков благодаря всевозможным экспериментам в рамках особой экономической зоны. К примеру, в прошлом году здесь был успешно воплощен в жизнь эксперимент по периодическому декларированию товаров. Это предполагало оформление каким-либо участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) одной декларации в месяц на все партии груза, которые он за это время провез через границу. Эксперимент продолжается до сих пор, и довольны им как таможенники, так и предприниматели. Освобождены от таможенного досмотра и участники ВЭД, внесенные в так называемые "белые списки", состоящие из предпринимателей, вовремя уплачивающих все налоговые и таможенные сборы, а также имеющих не менее чем трехлетний опыт работы на рынке. Такая экономия времени на таможенных досмотрах или оформлении деклараций тоже дает свой результат: объемы грузов, ввозимых и вывозимых из области, постоянно растут.
А коль скоро затраты оправдываются, то ГТК продолжает строительство современных пропускных пунктов. В этом году выделено 100 миллионов долларов на создание пунктов на границе с Украиной (Куйбышево-2, Новошахтинск-2) и с Казахстаном (Озинки).
В последнее время таможенники почувствовали и вкус к работе с умной техникой, экономящей время и деньги. В прошлом году, например, ГТК оснастил рабочие места 67 тысячами единиц вычислительной и оргтехники и 237 комплексами различных программных продуктов. Это во многом упрощает процедуры оформления товаров, а главное, позволяет переходить на систему предварительного электронного декларирования, что сокращает таможенные "формальности" не до 3 дней, как предусмотрено новым Таможенным кодексом, а до нескольких часов и даже минут.
Например, уникальная и пока единственная в стране информационная система "Зеленый коридор" на базе модернизированного по последнему слову техники пункта пропуска "Торфяновка" Выборгской таможни сокращает сегодня время прохождения грузов через шведско-финско-российскую границу до 3-4 минут. А тем, кто доставляет грузы через границы с Польшей, Казахстаном и Украиной, остается пока завидовать им белой завистью. Уже не раз эти страны обращались в ГТК России с просьбой внедрить систему "Зеленый коридор" на их границах с Россией. Как заявил недавно на встрече с российскими и иностранными предпринимателями первый заместитель председателя ГТК Леонид Лозбенко, эта проблема будет решаться в ближайшие годы.