Умер Питер Устинов

Слово

«легкость» было главным качеством, которое Питер Устинов ценил в искусстве. Не случайно все его актерские работы, сценарии и проза отмечены именно этим качеством везде, где можно было сдвинуть серьезную точку зрения на мир, изменить отношение к проблеме, он с элегантностью аристократа и особым, устиновским, артистизмом делал это. Он начал жизнь резко и сразу, не боясь пробовать и менять. Романист, драматург, сценарист, режиссер, он переиграл только в кино около ста ролей, не говоря о его театральных работах, его шоу на Би-би-си сделали его кумиром всех англоязычных зрителей. К 30 годам он уже был известным режиссером театра и кино, сценаристом и актером. Легкая усмешка, спокойная ирония всегда отличали его персонажей. У нас он был особенно известен и любим благодаря Эркюлю Пуаро. Сама Агата Кристи считала его лучшим Эркюлем в кинематографе. Сам же Устинов сказал о Пуаро: «Он любил только хорошее вино. А я считаю, что надо пить всякое. Не попивши плохого, не оценишь изысканного». Этот свой подход он распространял, кажется, на саму жизнь, многое в ней пробуя на вкус.

Внучатый племянник знаменитого русского художника Александра Бенуа, он родился в Лондоне 16 апреля 1921 года, начал сниматься в 17, свой первый сценарий написал в 24, а свой первый фильм

«Школа тайной службы» снял в 25 лет, где выступил также в роли продюсера. Пик его славы приходится на 60-е годы, когда Питер Устинов получает двух «Оскаров» как лучший актер второго плана в «Спартаке» и «Топкапи» и снимает два лучших своих фильма: «Романов и Джульетта» (1961) и «Билли Бадд» (1962). С конца семидесятых он известен в основном как исполнитель роли Эркюля Пуаро в серии фильмов по произведениям Агаты Кристи. Главным же для него в это время становится литературная и театральная деятельность. В 80-е годы Питер Устинов вошел в когорту лучших театральных режиссеров Великобритании.

Снимая с явлений мира привычный флер, он создавал необычайный трагикомический эффект. Возможно, поэтому его любимым драматургом всегда был Антон Чехов. Аристократ до кончиков пальцев, насмешливый и добродушный, Устинов придавал значение только искусству. Чувствуя себя родным в стихии искусства, он сочинил уникальный проект: серию интервью с покойными писателями-классиками, начиная с Достоевского. Его четверо детей от трех браков тоже стали людьми искусства.

«Я просто ничему другому их не мог научить».

Человек мира, он всегда с гордостью говорил, что в нем течет английская, русская, немецкая, итальянская, испанская и эфиопская кровь. Питер Устинов всегда подчеркивал свою особую связь с Россией. В театре им. Моссовета с огромным успехом шла его пьеса

«На полпути к вершине». Сэр Питер всегда восхищался работой Ростислава Плятта. Когда Владимир Васильев в 1997 году предложил ему поставить в Большом оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», он с радостью согласился. Устинов знал не только парадную Россию. Будучи послом доброй воли ЮНИСЕФ с 1968 года, он посещал госпитали и детские больницы в Челябинске и Чернобыле с облученными детьми и пытался им помочь.