- Что дают учителю современные технологии в образовании?
И.С.: Сказать, что очень многое - не сказать ничего. Работать по-старому, имея компьютер, уже просто невозможно. Это новый образ урока и педагогического пространства. У нас в Гатчине все школы получили компьютерные классы и подключены к Интернету. Преподавая немецкий язык, я разработал свой курс для начальной школы "Немецкий язык с удовольствием", а теперь у него есть и мультимедийная поддержка. Убежден: учебник по любому предмету сегодня должен иметь в комплекте CD-ROM.
О.Б.: Чего скрывать, в отношении новых технологий наши ребята убежали далеко вперед по сравнению с учителями. Когда мы пытаемся общаться через компьютер, то их это сначала удивляет, а потом они с удовольствием включаются в работу. Компьютер - это прекрасная мотивация к обучению. Получается настоящее сотрудничество на уроке: я могу многое подсказать им в области искусства, дизайна, композиции, цветов, а они - замечательные программисты. Они смелее, отчаяннее, быстрее реагируют на все новшества, поэтому мы вместе ищем новые подходы.
- Недавно утвержден федеральный компонент школьных стандартов. Но еще нет новых программ и учебников. Как вы выходите из положения?
И.С.: Это непростая задача - за 3-5 лет создать новые учебники, да еще и мультимедийную поддержку к ним. Частично она, конечно, будет выполнена. Но главное - не спешить и не наломать дров. Говорю как автор учебника. Первое его издание было в 1997 году, и только в следующем выйдет второе. Нужно было внести множество корректив. Так что это долгий и трудоемкий процесс.
- Нужно ли, по-вашему, вводить ограничения рекомендованных и допущенных в школу учебников?
О.Б.: Ограничение тремя рекомендованными учебниками - нонсенс. Сама эта цифра совершенно произвольная, почему именно три, а не два или не пять? Издательства будут завоевывать себе место на рынке. На качестве обучения это скажется отрицательно. Сейчас завоевать интерес учеников сможет только качественный учебник. А давать зеленый коридор избранным или чьим-то протеже - тупиковый путь.
- Насколько ваши ученики самостоятельны в суждениях и могут спорить с учителями, отстаивать свою точку зрения?
О.Б.: Мы пытаемся воспитать свободную личность. А когда наши ребята поступают в институт, то чаще всего там, как личности, они мало кого интересуют. Этот дисбаланс между школой и высшей школой сегодня очень ощутим.
- И тем не менее школа сегодня прежде всего готовит в вуз.
И.С.: Да, потому что этого ждут от нас родители. На Западе нет такой погони за высшим образованием. Там мало кто поступает в вузы сразу после школы. Как правило, сначала ребята пытаются где-то поработать, "созревая" для того, чтобы принять верное решение о выборе пути. А наши дети сломя голову стремятся после школы в институт. И не важно, что потом, после его окончания, по профилю работать не будут. Для западного человека это нонсенс.
- Учителей-мужчин сейчас очень мало. Как привлечь их в школу?
И.С.: В царской России директор гимназии был в чине генерала. Я вспоминаю фотографию Константина Дмитриевича Ушинского вместе с преподавателями Гатчинского сиротского института, где он был инспектором. Все в мундирах, полные достоинства и строгой стати. Вот это действительно были педагоги!
Сегодня учитель не удовлетворен ни зарплатой, ни социальным пакетом, ни своим статусом в обществе. Отсюда раздражение, отрицательные эмоции и, что самое страшное, нелюбовь к школе.
- Московский департамент образования предложил рассматривать работу учителя в качестве альтернативной службы в армии. Может быть, такая мера поможет?
О.Б.: Но ведь это опять наказание. Как звучит: если не хочешь идти в армию, то иди в учителя! Конечно, среди этих ребят обязательно будут те, кто полюбит школу и останется работать. По теории вероятности. Но основная масса использует это всего лишь как шанс не служить.
И.С.: В Германии половина учителей - мужчины. Эта профессия - одна из самых престижных. Когда дети распределяют профессии по значимости, то на первое место они ставят именно профессию педагога.
- Может ли школа сегодня сама зарабатывать деньги, чтобы поднять зарплату своим учителям?
И.С.: Отвечу как директор, менеджер. Нам всем нужно учиться хозяйствовать в новых экономических условиях. Руководитель образовательного учреждения должен хорошо знать, что у школы есть, по крайней мере, три источника финансирования. Первый - бюджет, где у каждой школы есть свой тарифный фонд. Он зависит от количества учеников. У нас 1200 учеников, и тарифный фонд весьма приличный - мы делаем оттуда доплаты учителям. Второй канал финансирования - это внебюджетные средства, с которых надо платить налоги. Нужно покупать кассовый аппарат, учиться писать отчеты в налоговую инспекцию. Мало кто из директоров хочет с этим связываться.
Третий источник - аренда, сдача помещений под кружки. Заключаем договоры с родителями о спонсорской помощи.
Только что закончился конкурс "Лучшие школы России", где я был в жюри. Первое, на что обращал внимание - каковы источники финансирования школы, прозрачна ли ее бухгалтерия. Например, как проходит финансирование программы профилизации? На одном бюджете сделать профильную школу невозможно. Надо приглашать вузовских преподавателей, платить им. Чтобы это не было воздушным замком, необходимо многоканальное финансирование.