- Николай Максимович, почему мало призывников?
- Причина известна: отсрочки. В действующем сегодня законодательстве о военной службе предусмотрено 24 вида отсрочек. Для сравнения: в СССР их было всего 9, в законе 1993 года стало уже 18, в принятом нами в 1998 году законе - 22. Государственная Дума третьего созыва добавила отсрочку для получения полного общего образования, а уже нынешнего, четвертого, созыва внесла свою лепту принятием отсрочки в связи с беременностью жены призывника сроком свыше 26 недель.
Кроме отсрочек, закрепленных в законах, у нас в стране действует еще добрых полтора десятка указов Президента, по сути решающих тот же вопрос. В итоге действуют почти 40 видов отсрочек от службы в армии.
- Что это за отсрочки?
- В принципе их можно разделить на четыре группы: по здоровью, социальные, отсрочки для получения образования и профессиональные.
Не кашляй - в армию не возьмут
- Не брать же больных на службу...
- Мое принципиальное убеждение - эту группу отсрочек надо не сокращать, а даже расширять, ужесточив требования к состоянию здоровья призывников. Посмотрите, что происходит сегодня: призывная комиссия каждого третьего юношу направляет для проведения дополнительного медицинского обследования или лечения. Еще в 1990 году дополнительное лечение требовалось лишь одному из пятнадцати призывников, но поскольку сегодня призывной контингент минимален, то призывать приходится по сути всех. И армия в итоге превращается в лечебно-оздоровительное учреждение.
- С 1 января 2008 года солдаты будут служить один год. Как это отразится на призыве?
- Потребность в призывном контингенте увеличится почти на 50 процентов. Это, отмечу, при полном выполнении Федеральной целевой программы о преимущественно контрактном способе комплектования воинских частей постоянной готовности, в соответствии с которой к концу 2007 года в Вооруженных Силах должно быть 176 тысяч контрактников.
Добавьте сюда демографическую проблему...
Досье
По данным Госкомстата, начиная с 2005 года призывной контингент будет ежегодно сокращаться на несколько десятков тысяч человек. Пик кризиса придется на 2013 год, когда юношей, которым исполнилось 18 лет, окажется в 2 раза меньше, чем сегодня: вместо 1 млн. 200 тысяч - только 600 тысяч. По данным Минобороны, это позволит укомплектовать Вооруженные Силы лишь наполовину. Известно, что воинская часть, потерявшая половину личного состава, признается ограниченно боеспособной. Потерявшая две трети личного состава - небоеспособной.
Хочу жениться, буду учиться, служить - не пойду
- Что означают социальные отсрочки?
- Это отсрочки, предоставляемые призывникам в связи с рождением ребенка, по уходу за престарелыми родителями, ближайшими родственниками-инвалидами. По сути это отсрочки не для самого призывника, а для членов его семьи, которые относятся к самым социально незащищенным слоям населения: дети, пенсионеры, инвалиды.
- Можно ли сокращать такие отсрочки?
- Наверное, это можно сделать лишь тогда, когда в стране будет настоящая социальная защищенность населения. Ушел муж в армию - жене на ребенка пособие платят не 150 рублей в месяц, а столько, чтобы она могла его нормально растить. Взяли сына в армию - престарелым родителям платят такую пенсию, что они не будут жить впроголодь и солдат будет служить, а не переживать за мать - отца. Другое дело, что и сегодня есть факты, когда сыну до родителей и дела нет, живет за сотни километров, рубля на праздник не пришлет, а отсрочку от военной службы получает, потому что принес в военкомат справку - у него родители престарелые... Как все на деле, никто ведь не проверяет.
- Больше всего на слуху отсрочки по образованию.
- Сегодня ими пользуется около 60% всего призывного контингента. По данным Минобороны, таковых более 2 миллионов человек. Но вы думаете, все эти 2 миллиона станут специалистами? Минобразования и Госкомстат утверждают: только 25% выпускников вузов работают по своей специальности. Только каждый четвертый! Еще хуже ситуация с аспирантами. Например, в 2000 году для них было предоставлено почти 17 тысяч отсрочек. Как известно, учеба в аспирантуре длится три года. И сколько, думаете, появилось кандидатов наук в 2003 году? Чуть более тысячи, то есть защитился один из шестнадцати аспирантов. КПД - 6%. Докажите мне теперь, что вся эта учеба не направлена прежде всего на одно - получение отсрочки от военной службы.
Досье
По данным ГОМУ Генерального штаба, образовательный уровень военнослужащих срочной службы в Вооруженных Силах за последние годы резко снизился. Почти каждый второй, призванный в 2003 году, имеет лишь начальное или общее среднее (8 классов) образование. 112 молодых солдат совсем не умеют читать и писать. Были случаи, когда новобранец не мог расписаться, что создавало проблемы при принятии военной присяги. Об овладении современной техникой вести речь трудно.
Пока гром не грянет, министр не перекрестится?
- Даже в годы войны для редких специалистов была "бронь", люди просились на фронт, а их не пускали. Это и есть отсрочки по профессиональному признаку?
- В Законе "О воинской обязанности и военной службе" таких отсрочек немного. Это сельские учителя и врачи, лица с высшим образованием, работающие по полученной специальности в органах МВД и ГУИН Минюста. Но именно этот ряд основательно дополняют указы Президента, изданные за последнее десятилетие. В итоге создаются даже правовые нонсенсы. Например, отсрочка от военной службы для сотрудников МВД прописана в законе, а для сотрудников прокуратуры - в указе. На мой взгляд, надо бы вывести всю эту "профессиональную группу" в рамки одного правового поля, лучше всего - поля Президента. Пусть он как Верховный Главнокомандующий решает, что важнее: укомплектовать полностью Вооруженные Силы или подразделения МВД, предприятия ОПК, суда морского флота или духовную семинарию - ведь есть отсрочка и для священнослужителей. Изменилась ситуация - Президент издаст новый указ. Чисто с юридической точки зрения издание указа более оперативно, чем внесение изменений в действующее законодательство, следовательно, можно быстрее реагировать на возникшие нужды.
- Кто же должен решать проблему отсрочек?
- Правительство. А начать должно Минобороны. Я десять лет в Государственной Думе, и все десять лет слышу от Минобороны только одно: констатацию ситуации с уменьшением призывного контингента. Идей, подвижек в решении проблемы - никаких. До смешного доходит: у Минобороны коллеги из МВД, МЧС, ГУИН уже просто "крадут" призывников. Вписали в свои законы, что служба в их структурах заменяет военную, и сегодня уже более 15 тысяч юношей вместо службы в Вооруженных Силах носят милицейскую форму или спецодежду МЧС. Я с полным уважением отношусь к милицейской службе и к спасателям МЧС. Но не может эта работа замещать военную службу, и это четко определено основополагающим законом в данной сфере - Законом "О воинской обязанности и военной службе". А в Минобороны лишь разводят руками: в Правительстве, мол, к нашей позиции не прислушиваются. Получается, что к позиции МВД и МЧС - фактически нарушителей закона - прислушиваются, а к позиции Минобороны нет?
- Николай Максимович, извините, но главную лепту в столь большое количество отсрочек внесли именно депутаты. Почему же сейчас вы уходите за спину Правительства?
- Мы не прячемся ни за чью спину. Но согласитесь, что призыв в Вооруженные Силы, в целом состояние армии и флота, обороноспособности страны - это не тот случай, когда надо ориентироваться на знания и интуицию лишь депутатов. Депутат, может быть, больше знает по своему региону, но комплексно проблему в масштабах всей страны ему сложно представить. Тем более в такой закрытой сфере, как национальная оборона. У депутата просто нет такого объема информации, как в Правительстве. К тому же не забывайте, что на депутата весьма активно давят избиратели.
Я не снимаю ответственности с себя, со своих коллег за такое количество отсрочек. Но, повторюсь, в сложившейся ситуации больше виновато Правительство. Виновато своей медлительностью. Вопрос не то что назрел, он перезрел. Его надо решать.
Досье
Депутаты Государственной Думы прошлого, третьего, созыва отклонили более двадцати законопроектов, предлагавших введение дополнительных отсрочек от воинской службы. По их отзывам, это было совсем не просто, "группы лоббирования" оказывали на них большое давление. Но депутаты пошли на такой шаг, руководствуясь пониманием государственных интересов, хотя и знали, что в своих округах получат отрицательное мнение немалого числа избирателей. Возможно и поэтому кто-то из них не был избран вновь.