Правительственная реформа завершится в мае

Правда, уже вчера о переносе сроков заговорил вице-премьер Александр Жуков, заявив, что формирование новой структуры Правительства в основном завершится в мае. Подобную сдвижку кабинет министров объясняет несколькими причинами. Во-первых, сегодня планируется рассмотреть лишь вопрос об основных функциях министерств и их предельной численности, и соответственно, во-вторых, полные положения о министерствах появятся лишь через месяц. "Новая структура заработает, как только будут утверждены положения о министерствах, - в мае. Фактически назначения пойдут уже сейчас, как только будут утверждены вопросы ведения министерств и штатная численность, то есть после 1 апреля", - сказал Жуков. Вместе с тем он отметил, что назначения в новых ведомствах, для начала работы которых необходимы изменения в действующее законодательство, будут производиться только после их внесения. "А уже после изменения законов будут назначения", - разъяснил вице-премьер.

Но перенос сроков - дело малоприятное, когда Президент не дает передышек и, встречаясь с премьер-министром Михаилом Фрадковым чуть ли не через день, требует от кабинета министров немедленных действий.

Сначала речь шла об амбициозности в плане экономического роста, на которую никак не соглашался министр экономического развития и торговли Герман Греф, но под президентским давлением и с учетом новостей мирового рынка нефти все же решился повысить прогноз. А буквально вчера Владимир Путин вновь провел рабочую встречу с председателем Правительства, на которой решали, как удвоить ВВП, и обсуждали идею проведения углубленного анализа состояния экономики для того, чтобы определить приоритетные внутренние факторы экономического роста. В частности, первые лица государства говорили об использовании "прорывных" технологий в промышленности, активном привлечении в этих целях отечественного капитала, совершенствовании банковских механизмов.

Видимо, и с административной реформой обитателям Белого дома придется поторопиться. Хотя большинство разногласий, касавшихся распределения функций между министерствами, агентствами и службами нового Правительства, по словам чиновников, уже урегулировано. Разногласия же, которые и были у некоторых министров, были настолько минимальны, что довольно легко решались применением административного ресурса.

К примеру, министр экономического развития и торговли Герман Греф остался доволен итогами обсуждения. "У нас в Минэкономразвитии особо спорных функций и не было", - сказал он. Впрочем, для Грефа одной функцией больше, одной меньше - не столь существенно, главное, чтобы они были весомые. Так, в сферу деятельности его министерства было решено добавить регулирование рынка рекламы, но одновременно с этим Греф "отдал" Минпромэнерго функции, связанные с заключением соглашений о разделе продукции. "За Минэкономразвития в сфере соглашений о разделе продукции (СРП) остаются экономические функции, а Минпромэнерго станет уполномоченным органом по заключению СРП", - заметил Греф. Кроме того, в сфере естественных монополий за Минэкономразвития остаются функции координации реформ и проведения экспертизы. "Мы и Минфин будем давать заключения на все документы, готовящиеся в рамках реформ", - отметил Греф. Однако непосредственной разработкой проектов документов займутся профильные ведомства - Минпромэнерго и Минтранссвязи. "Реформы будут продолжены в рамках разработанной идеологии, все шаги по реформированию естественных монополий будут осуществляться после того, как мы выдадим положительное заключение", - подчеркнул важность своего министерства Греф.

Еще одной функцией, которую "отобрали" у Минэкономразвития и передали Минпромэнерго, стало регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Но, как замечают экономисты, передача функций произошла по инициативе самого министерства. При этом за Минэкономразвития сохраняются исключительно функции экспертизы предлагаемых Минпромэнерго решений.

Функция лицензирования средств массовой информации, которая, вероятно, не будет передана Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, а останется за Министерством культуры и массовых коммуникаций, и стала тем разногласием, которое обсуждалось на совещаниях у главы аппарата Правительства Дмитрия Козака. "Была большая дискуссия относительно того, кому должна быть поручена функция лицензирования, и на этот счет существуют две альтернативные точки зрения", - заметил министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Первая принадлежит главе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаилу Сеславинскому и заключается в том, что эта функция - прерогатива бывшего Минпечати, следовательно, должна перейти к его агентству. "Мы же считали, что это должно находиться в службе по надзору и контролю, а пока этой службы нет - оставаться за министерством. И насколько я знаю, была поддержана позиция министерства", - сказал Соколов. В результате обе точки зрения были представлены на рассмотрение Правительства.

Что же касается структуры министерства, то Соколов не стал бороться за количество замов и практически сразу предложил оставить лишь двух заместителей, департаменты, в которых будут работать по 50 человек, агентства - управления со штатом по 30 работников.

Идея сокращения заместителей не нравилась министру финансов Алексею Кудрину. Тем не менее и ему пришлось смириться с неизбежным сокращением. Министр сообщил, что сокращение числа сотрудников будет происходить, несмотря на передачу Минфину новых функций, в частности, части функций бывшего Государственного таможенного комитета. Минфину перейдет регулирование определения таможенной стоимости, порядка исчисления и оплаты таможенных платежей, в то время как таможенная служба будет находиться в ведении Минэкономразвития.

Помимо этого, в сферу ведения Минфина перейдет Федеральная налоговая служба. "Мы получили функции по подготовке всех нормативных актов, которыми занималось МНС, и численность Минфина даже с добавлением этих функций снизится на 20 процентов", - заявил он.

Сокращения затронут и центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, которое будет преобразовано в Федеральную налоговую службу при Минфине.

Работая над собственными недостатками и сокращаясь по ходу проведения административной реформы, министры не забывают и другое наставление Путина - идти в народ для разъяснения. Вчера Михаил Фрадков утвердил график приема граждан руководителями федеральных органов исполнительной власти в приемной Правительства на апрель - июнь.