Действительно, в соответствии с новой буквой закона местные власти получают право выселять из муниципальных квартир жильцов неприватизированных квартир, за которыми числится более чем полугодовой долг по оплате жилья или коммунальных услуг. Но не с апреля, а с мая этого года. Причем должников, следуя тексту поправки, на улицу выставлять запрещено. Прежде чем выселять квартиросъемщиков из отдельной квартиры, им должны найти другое, более скромное жилье из расчета шесть метров на человека.
Стало известно, что москвичей этот закон не затрагивает, потому как более 90 процентов жителей, как уверяют столичные власти, за квартиру платят аккуратно.
А вот у должников в регионах, похоже, есть серьезный повод задуматься о квадратных метрах: там ситуация с долгами в коммунальной сфере более запущенная. К примеру, долги в некоторых районах Вологодской области исчисляются миллионами рублей. Жилой фонд стремительно ветшает, требует обновления. А денег на модернизацию в местном бюджете, как водится, не хватает, и региональные власти могут пойти на жесткие меры в надежде пополнить свою казну. С этим расчетом уже создают специальные комиссии по задолженности.
Угроза выселения, казалось бы, должна значительно ускорить процесс сбора долгов с тех, кто не поддается уговорам. Но теория с практикой в этом вопросе вступают в неразрешимое противоречие. Как сообщил ответственный секретарь екатеринбургской комиссии по снижению задолженности населения за услуги ЖКХ Владимир Семко, суды областного центра уже рассматривают несколько десятков дел о переселении злостных неплательщиков в жилье маневренного фонда. На комиссию раз в месяц приглашают до сотни семей, которые не платят больше полутора лет за коммунальные услуги. Но при этом дальше разговоров дело не идет. Суды неохотно выносят решения о выселении, так как на судебном заседании защитники требуют доказать, что жильцы в полной мере пользовались всеми коммунальными услугами, которые были предоставлены. А кроме того, во многих регионах фонд временного жилья только создается, а потому переселять должников фактически некуда: общежития переполнены. Более того, как уверяет первый заместитель мэра Ярославля Владимир Голов, выселение должников априори не может стать массовым:
- Когда начинаем рассматривать ситуацию с неплательщиком, то оказывается в основе неуплаты в 90 случаях из ста лежит семейная трагедия, и надо помогать, а не карать. Как правило, огромные долги накапливают либо матери-одиночки, либо семьи, где оба родителя являются безработными или сильно выпивающими. Детей в таких семьях много, денег нет. А выселить многодетную семью по закону мы не имеем права. Правда, есть и откровенные халявщики - те, кто пристроился к нашей безалаберной действительности переходного периода и решил, что все сойдет с рук. Вот к ним вполне применимы крайние меры - их надо выселять.
Но в некоторых районах все-таки дошли до "карательных" мер. Так, Левобережный районный ДЭЗ первый в Воронеже выиграл дело в отношении семьи неплательщиков. Если злополучное семейство в ближайшее время не погасит долг, то будет выселено в специально выделенные для этих целей комнаты в муниципальном общежитии. Этот принудительный жилищный "обмен" может стать первым в истории Воронежа и одним из первых в России. Но выигранный суд, по мнению начальника управления ЖКХ правительства Вологодской области Александра Лебедева, часто не приносит денег в казну:
- В законе четко не прописан механизм взыскания задолженности со злостных неплательщиков после судебного решения. Сегодня основную массу потенциальных "переселенцев" составляют граждане, не имеющие имущества, которое можно было бы "арестовать" в счет уплаты долга. А значит, взять с них фактически нечего.
Пока суд да дело, в некоторых регионах юридически подкованные граждане с помощью закона противостоят повышению квартплаты, которая в итоге и приводит к долгам. Так, в Мурманске суд вынес решение об отмене постановления городских властей о повышении коммунальных услуг. Дело в том, что по Закону "Об основах федеральной жилищной политики" повышение тарифов должно быть экономически обоснованным. А обоснованность должна быть подтверждена специальной независимой экспертизой фактических затрат на жилищно-коммунальные услуги. Как оказалось, нет экспертизы - нет и повода для повышения квартплаты.