Инициативы Минфина облегчат налоговое бремя бизнеса на 280 млрд. рублей

По мнению экспертов, дальнейшее снижение налогового бремени на бизнес должно создать необходимые условия для более активного развития экономики, проведению пенсионной реформы, реформы медицинского страхования. Авторы поправок надеются, что теперь им удастся не только легализовать "серые" зарплаты, которые фактически препятствовали модернизации в социальной сфере, но и увеличить реальные доходы населения. Причем, чтобы провести все налоговые послабления, государство на этот раз сознательно пошло на уменьшение бюджетных доходов, оставив предприятиям 280 миллиардов рублей.

Как уже писала "РГ", в него вошли поправки к Налоговому кодексу, касающиеся снижения единого социального налога (ЕСН), корректировки главы о налоге на прибыль и индексации акцизов в 2005 году. Отдельно собраны поправки, меняющие формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, и поправки в Закон "О таможенном тарифе", изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть. Эти изменения позволят увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании при более высоких ценах на нефть. Помимо этого, в пакет законопроектов входят поправки к НК, касающиеся перехода с 1 января 2005 года на принцип страны назначения при взимании НДС в отношении Белоруссии.

Не секрет, что этими поправками дело не ограничится. Уже подготовлены материалы, которые входят во второй пакет. В их числе - принятие нового закона о налоге на землю на основе рыночной кадастровой оценки земельных участков, введение которого уже откладывалось несколько раз. Это - и новый налог на имущество физических лиц, когда ставка налога сокращается в двадцать раз: с 2 процентов до 0,1 процента, но сама налоговая база будет уже базироваться на новой, рыночной оценке. Будут также внесены поправки в налог на дарение и наследование. В связи с принятием Водного кодекса водный налог будет заменяться водными платежами, по мере завершения одних лицензий на пользование водой и заключение других. Так что это изменение носит, в сущности, некий формальный характер. Подготовлен и отдельный пакет по налогообложению малого бизнеса, поскольку, как все признают, часть льгот, предоставленных ему, стали лазейками для очень даже немалых фирм, "оптимизирующих" свои налоги. И очень много поправок в законодательство потребует разграничение налогов между уровнями бюджетной системы - федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, которая в свою очередь будет разделяться на районную и поселенческую.

Но вот что важно - поправки и уточнения приводят к тому, что бюджет 2005 года может потерять значительные суммы. Как сообщил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, подсчитано, что от снижения ставки ЕСН он недоберет 185 миллиардов рублей, от отмены налога на рекламу - 7 миллиардов, от изменения режима налога на наследование и дарение - 0,3 миллиарда, снижения размеров госпошлины - 3 миллиарда и так далее. Министр финансов Алексей Кудрин оценивает потери в 280 миллиардов рублей, примерно 10 миллиардов долларов. Правда, в одном из последних интервью он предпочел говорить не о "выпадающих" для бюджета, а о получаемых в результате налоговой реформы доходах предприятий. И это - не игра слов.

Пожалуй, именно в изменениях налоговой системы, которые вроде бы уже подходят к концу, как заверяют чиновники Минфина, лучше всего прослеживается стремление государства сделать бизнес прозрачным и, извините, честным. Тот, кто следит за перипетиями споров в Правительстве и Государственной Думе вокруг налоговой реформы, не могут не вспомнить, что основные баталии все эти годы шли вокруг снижения налогового бремени на бизнес. Непонятное на первый взгляд стремление Минфина сократить государственные доходы за счет снижения налогов имеет простое объяснение. Возможность бизнеса оставлять в своем распоряжении больше денег делает его более активным, он создает новые рабочие места, новые производства, поставляющие товар на внутренний и внешний рынки. И хотя нет, в общем-то, прямой зависимости между снижением налогов и какими-то ярко выраженными достижениями бизнеса, вполне очевидно, что при более низкой налоговой ставке и, следовательно, меньших издержках производства российская продукция будет обладать большей конкурентоспособностью на мировом рынке. Кроме того, часть этих средств предприятия могли бы инвестировать, тратить на модернизацию производства. Таким образом, налоговые послабления дают возможность увеличивать рост производства, наращивать ВВП. А коль скоро производство растет, то и налоговые отчисления тоже увеличиваются, и, в конце концов, государство наверстывает свое. Отчасти это соображение и послужило причиной того, что с нынешнего года был снижен на два процента самый большой и самый собираемый в стране налог на добавочную стоимость, а с 2006 года Минфин планирует снизить его еще на три процента. Правда, тогда многие специалисты считали, что "разгрузку" предприятий от налогов следует начинать с ЕСН, из которого финансируются пенсии, социальное страхование, наши больничные листы - вся совокупность последующих социальных выплат. Многократно уже говорилось, что налог, конечно, в своих размерах абсолютно непосильный и предприниматели просто вынуждены уклоняться от уплаты этого налога или уж поступать совсем цинично, платя нам зарплату в конвертах так называемым неучтенным или "черным" налом. Представители Правительства считают, что снижение ставки сделает для предпринимателя невыгодным всякие черные и серые схемы, он будет расплачиваться по-честному и со своими служащими, и с налоговой инспекцией. Правда, как признавал сам Кудрин в беседе с корреспондентом "РГ", изменения эти произойдут не сразу, а года через два-три, когда предприниматель окончательно поверит в изменения, не заподозрит, что у него пытаются выведать всю правду о доходах, чтобы потом обложить налогами по полной мере. И кстати, возникший недавно разговор о возможном пересмотре ставки подоходного налога сыграл в этом смысле плохую службу Правительству. Тем не менее чиновники Минфина надеются, что вывод зарплат из "серой зоны" уже частично компенсирует потери от снижения налоговой ставки. Некоторые политологи оценивают этот процесс и как одну из форм борьбы с бедностью, поскольку, по их мнению, число людей с заработками ниже прожиточного уровня может намного сократиться, если в новых условиях будет официально засчитываться реальная, "конвертируемая" сегодня зарплата. Да и средняя заработная плата по стране может оказаться гораздо выше, чем по сегодняшним официальным сообщениям.

Что конкретно предлагает Минфин. Сегодня при зарплате на одного работника до 100 тысяч рублей в год налогоплательщик-работодатель платит ЕСН в размере 35,6 процента. А это - самая распространенная зарплата, до 8 тысяч рублей в месяц. Затем на более высокие заработки наложен меньший процент отчислений: от 100 до 300 тысяч в год - 20 процентов, от 300 до 600 тысяч - 10 процентов и свыше 600 (50 тысяч рублей или около двух тысяч долларов в месяц - много ли таких сотрудников на предприятии?) - всего 2 процента. Минфин предлагает брать налог 26 процентов при заработке до 300 тысяч рублей в год, 10 процентов - от 300 до 600 тысяч и 2 процента - свыше 600 тысяч рублей в год. Таким образом, уже в следующем году в распоряжении предприятий останется 280 миллиардов рублей. Однако, как считают в Министерстве финансов, произойдет некая легализация доходов и в итоге "чистая убыль" составит около 185 миллиардов рублей.

Тем не менее, пока бизнес осознает свои выгоды и начнет открывать "коммерческие тайны" своих сотрудников, государству придется пережить немало неприятных моментов, связанных с реальным сокращением ЕСН. Потому что на сегодня есть только один простой способ - это просто увеличение дотаций из бюджета за счет других налогов.

В Пенсионный фонд ориентировочно потребуется направить 167 миллиардов рублей, а в Фонд обязательного медицинского страхования - 16 миллиардов. Как было сказано выше, дополнительные сборы с нефтяников дадут всего лишь 36,6 миллиарда рублей, в том числе за счет повышения экспортных пошлин - 24,1 миллиарда, примерно две трети, а за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 12,5 миллиарда. Меняется формула расчета налога, учитывающая, что она составлялась, когда нефть была дешевле, а доллар дороже относительно рубля. Предлагаемые Минфином ставки экспортных пошлин: при мировой цене на нефть до 15 долларов за баррель - 0 процентов; от 15 до 20 долларов за баррель - до 35 процентов от разницы между фактической ценой нефти и 15 долларами за баррель; от 20 до 25 долларов за баррель - до 12,78 доллара плюс 45 процентов от разницы между фактической ценой нефти и 20 долларами; свыше 25 долларов за баррель - до 29,2 доллара плюс 65 процентов от разницы между фактической ценой нефти и 25 долларами. Дискуссии с нефтяниками, считающими, что с них берут непомерно много, вроде бы прекратились. Высокие цены на нефть, даже нашу "Юралс", стоящую сейчас около 30 долларов за баррель, приблизительно 200 долларов за тонну, дают такую сверхприбыль, что даже повышенные пошлины не разорят отрасль. Другое дело, что под угрозой может оказаться любимое детище Кудрина - Стабилизационный фонд, куда и предполагалось направлять эту сверхприбыль, к сожалению, не вечную, деньги на "черный день". Так что частично компенсации за недобранные налоги могут быть погашены нефтедолларами.

Есть, правда, еще один источник, который тоже в ближайшее время будут рассмотрен Правительством, - пакет законопроектов о пенсионной реформе, который готовит Министерство здравоохранения и социального развития. Там поправки могут оказаться не столь приятными для бизнеса, да и для рядовых налогоплательщиков, поскольку предусматривается и частичное перенесение оплаты больничных листов - первые три дня - непосредственно работодателями, и оплата накопительной части пенсии самими работниками. Тенденция перенесения части социальных затрат непосредственно на бизнес появилась не сегодня и не вчера, а судя по тому, что представители РСПП упорно предлагают разглядеть их стремление к социальной ответственности, правительственные новации не оказались для них неожиданностью. Разве что размер выплат по соцстраху - специалисты говорят о почти 47 миллиардах рублей - оказался большим, чем они сами предлагали. Впрочем, с деталями предложений Минздрава придется подождать до 11 апреля, когда этот пакет поступит в аппарат Правительства.

Кстати

Глава Правительства РФ Михаил Фрадков заявил вчера телеканалу "Россия", что в рамках совершенствования налоговой системы Правительство считает возможным заменить существующие льготы на денежные выплаты. "Говоря простыми словами, тот, кто сегодня пользуется льготами на проезд на транспорте, получит деньги, достаточные для того, чтобы купить единый проездной билет", - сказал он.