Утешаться остается, во-первых, надеждой, что раз это "переходный период", то он когда-нибудь закончится. Во-вторых, тем, что не одни мы в этом мире лишены процветания. А в-третьих, тем, что кто-то о нас думает и заботится. И не только наше Правительство, но и кто-то большой и сильный, сидящий уже как бы на олимпе, ну, например, в ООН. Обращение к международной общественности и к мировому опыту всегда как-то успокаивает.
Управление социальной интеграции Департамента по международным экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН в Нью-Йорке возглавляет сейчас наш соотечественник Сергей Борисович Зеленев. То самое управление, которое занимается общемировыми проблемами социальной уязвимости и социальной защиты семьи, инвалидов, пожилых людей, молодежи.
С Сергеем Зеленевым мы беседовали в кулуарах Международного конгресса "Российская семья". Дипломаты и чиновники высокого уровня могут сказать много интересного, но почти всегда подчеркивают, что это их личное мнение. Личное - так личное. Хорошо, когда представитель самой крупной международной организации и вдобавок наш соотечественник имеет такое личное мнение:
- Инвестиции в социальные программы - это инвестиции в будущее нации. Надо лишь правильно формировать такие программы, видеть перспективу, расходовать деньги с умом. Многие экономисты, мыслящие узко, склонны подсчитывать, сколько, например, потрачено на поддержку детей, которых покинули родители, или на инвалидов. Мне кажется, нужно подсчитывать не то, сколько денег общество сегодня готово потратить на социальную защиту, а то, во что выльется отсутствие этих вложений в будущем. Какими вырастут брошенные сегодня дети, не должно быть безразлично обществу. А сколько стоит страдание людей, выброшенных на обочину жизни, вообще не поддается исчислению.
- Речь идет об изменении структуры социальных выплат?
- Не только в России выходят на первый план проблемы неблагополучных слоев населения. Конечно, им надо помогать. Однако, мне кажется, важно поддерживать и обычную, нормальную семью. Перенесение акцентов позволяет чуть-чуть по-иному сформулировать философию социальной защиты. Когда она направлена на развитие человеческого потенциала всех членов семьи и во всех его проявлениях - социальная защита становится и действенной, и долгосрочной.
Вот что характерно: во многих странах министерство финансов задает тон, а социальные ведомства выступают в роли просителей. Недооценка значимости инвестиций в социальную сферу в конечном итоге искажает экономическую стратегию государств. С другой стороны, как показывает опыт многих стран, правильная экономическая политика - это не только достижение важных текущих показателей, связанных с состоянием государственного бюджета, уровня капиталовложений или инфляции, но и такие чисто социальные цели, как рост занятости, уменьшение бедности, поддержание высокого качества здравоохранения и образования. Забота о благосостоянии людей не должна пропадать из вида при разработке политических решений. Политики обязаны думать о последствиях "чисто экономических" решений. Наибольшего успеха добиваются те страны , которые достигают интеграции социальных и экономических аспектов своей деятельности.
- Насколько сложно добиться такой интеграции?
- Это далеко не простая вещь. Для многих экономистов просчитывать социальные аспекты кажется делом совершенно ненужным, но ведь конечной целью экономической политики по большому счету является укрепление безопасности, повышение благосостояния и расширение свободы граждан. То есть эта конечная цель по определению социальна. Ведь общество существует для человека, и экономика не висит в вакууме. В то же время наличие огромных очагов бедности даже экономически опасно для общества по множеству причин. Так, люди с низким уровнем дохода не могут быть постоянными потребителями той или иной группы товаров, и это тормозит экономический рост. Иными словами, повышение благосостояния людей, каждой отдельной семьи выгодно обществу, оно оказывает огромное позитивное влияние на экономику страны.
- Расскажите немного о "кухне" ООН, как вы работаете над программами?
- В ООН при разработке программных документов в ходе заседаний различных комиссий и комитетов часто трудно прийти к общему знаменателю - настолько разные подходы у стран, а решение должно удовлетворить всех. Поэтому документы, которые становятся продуктом согласованной деятельности, выглядят иногда абстрактными, лишенными адресной направленности. Достигнуть компромисса трудно. Хотя многие страны сталкиваются со схожими проблемами в социальной сфере, прежде всего порожденными бедностью, социальным неравенством, социальной дискриминацией (в частности, женщин), слабостью гражданского общества и недостаточной эффективностью существующих институтов.
Функция нашего подразделения - это работа (аналитическая и нормативная прежде всего) по трем главным направлениям, определенным Всемирной встречей на высшем уровне в Копенгагене еще в 90-е годы: социальная интеграция, борьба с бедностью и с безработицей. Эти направления нацелены на создание "общества для всех", которое включает цель обеспечения всем социальным группам возможности вносить свой вклад в жизнь общества. Кроме того, мы руководствуемся приоритетами, поставленными в Декларации тысячелетия, принятой государствами-членами ООН.
Одна из таких целей - сберечь здоровье будущих поколений. Например, разные страны сталкиваются с высокой детской смертностью. Это результат неблагополучия, прежде всего сферы здравоохранения, и следствие нехватки средств. Сберегая родившихся детей, общество оказывает себе реальную услугу. В контексте укрепления семьи снижение детской смертности является одним из ключевых факторов, способствует благополучию всего населения страны.
- Мы опять свернули к проблеме бедности, к "невложенным" инвестициям в будущее...
- В самых благополучных странах есть сегменты населения, которые живут гораздо хуже остальных. Основываясь на превалирующей системе ценностей и имеющихся ресурсах, общество, как правило, оказывает поддержку своим обездоленным гражданам. Эти меры могут принять форму прямых выплат в виде пособий, а могут быть и более активного свойства, нацеленными на развитие человеческого капитала. Например, Международная организация труда (МОТ) считает, что один из очевидных путей борьбы с бедностью - это развитие мелкого и среднего предпринимательства. Роль государства в деле правовой защиты, упрощения регистрации, уменьшения коррупции и создания необходимой инфраструктуры для ведения бизнеса чрезвычайно важна для успеха мелких предпринимателей. Некоторые развивающиеся страны, как, например Бангладеш, внесли свою лепту в развитие новых подходов, явились пионерами развития в широких масштабах микрофинансирования, то есть использования небольших ссуд, выдаваемых банками на ведение бизнеса. Этот опыт широко распространился во многих странах и получил признание как один из способов борьбы с бедностью. Создание собственного дела, пусть и в небольших масштабах, помогает людям вытащить себя из трясины бедности, покончить с униженным состоянием. Хорошо известно, что состояние безысходности, часто проистекающее из бедности, вредно для человека. И, может быть, даже в первую очередь - психологически.
Ряд стран, например Южная Корея, Сингапур и другие государства Юго-Восточной Азии, смогли в сжатые сроки уменьшить зоны бедности. Здесь проводилась последовательная политика, где капиталовложения в образование и повышение качества человеческого капитала активно сочетались с поддержкой предпринимательской деятельности, с четко определенными приоритетами.
Мы уже говорили о том, что повышение доходов ведет к расширению спроса и таким образом стимулирует рост производства. Но и без устойчивого экономического роста с проблемой бедности справиться невозможно. Конечно, нельзя забывать и о справедливом общественном распределении создаваемого дохода. Социальные факторы развития и ориентированная на рост макроэкономическая политика должны дополнять друг друга.
Главный вывод дискуссий, проходящих сейчас в ООН по этой теме, в частности, в рамках Комиссии социального развития, - это необходимость поиска эффективных путей тесной увязки экономической и социальной политики. Хотелось бы отметить и тот факт, что такая интеграция создает более широкие возможности для реализации прав человека, увязывает непосредственно экономические и социальные права, ставит общие ценности во главу программы развития экономики и переводит конституционные гарантии в план практических решений.