- Где сейчас лучшая традиционная оперная школа?
- Трудно сейчас сказать, где хорошо - в России, в Польше или в Италии... Оперных театров слишком много: в Германии буквально в каждой деревне оперный театр. В Москве их шесть. Карьеру начинают недоучившись, надеясь на авось - публика простит, спишет на молодость. Само время сейчас такое, что певцам очень и очень трудно: рано начинают карьеру, теряют голоса, не владеют звуковедением.
- Есть ли сейчас в России голоса? В своих воспоминаниях вы писали, что вам голос поставила природа.
- Голосов в России много, я это утверждала и буду утверждать всегда. Другое дело, что у нас плохо учат; кроме того, чтобы научить, надо уметь и учиться. Голос, особенно мужской, может прорезаться в любом возрасте. И вот представьте, у такого человека, зачастую ограниченного кругозора, воспитания и образования, вдруг обнаружился тембр. А для того чтобы стать артистом, важно все - где ты рос, что ты читал, с кем дружил... На Западе студенты более хваткие и оборотистые, а у нас многие привыкли к бесплатной консерватории, бесплатной учебе: пропускают уроки, не приходят на занятия. Попробовал бы кто-нибудь из западных студентов Ростроповича пропустить его урок - неслыханное дело. Даю я мастер-класс за рубежом - так иностранный студент пока все соки из меня не выжмет, не отпустит.
Полный текст беседы с Галиной Вишневской читайте в ближайших номерах "РГ".