Казань станет штаб-квартирой

 Цель у организации великая и благая – способствовать развитию местной демократии.

Собственно, этой задачей озаботились давно. Первый международный союз местных властей был создан сто лет назад, он объединил под своим крылом четыре тысячи больших и малых городов. Спустя полвека на свет появилась Всемирная федерация объединенных городов. В 1998 году движения слились и нарекли себя Всемирной организацией «Объединенные города и местные власти».

– Мы надеемся, что сможем стать единым голосом, сможем обеспечить представительство больших и малых российских городов в ООН, – заявила на открытии сессии генеральный секретарь «Объединенных городов и местных властей» Элизабет Гато.

Вдохновленные напутствием госпожи Гато мэры утвердили устав и избрали градоначальника Казани Камиля Исхакова президентом Евроазиатского отделения. Но основные словесные баталии, на тему каким быть местному самоуправлению в России и какую роль в его становлении сыграет вновь созданная общественная организация, развернулись вне зала заседаний, когда уже в кулуарах мэры обменивались впечатлениями. Своими мнениями по этому поводу с корреспондентом «РГ» поделились участники сессии.

Олег Сысуев, президент Конгресса муниципальных образований Российской Федерации:

– Для меня совершенно ясно, что главным признаком цивилизованности страны является полноценная система местного самоуправления. Причем эта проблема должна решаться не на уровне высшей власти – эту задачу должен поставить для себя каждый человек. В нашей стране, увы, принято ругать местную власть: не строит дороги, не обеспечивает медицинское обслуживание, не ремонтирует дома и так далее. А кто, простите, такие власти выбирает?

 Владимир Мокрый, председатель комитета по местному самоуправлению Госдумы РФ:

– Провозглашенная реформа местного самоуправления мечется по замкнутому кругу. Жители какого-то района или города жалуются на недостаток внимания к своим проблемам со стороны местной власти, местная власть недовольна отношением к себе руководства региона, губернатор или президент пеняет на федеральную власть. Причем, заметьте, все либо просят, либо жалуются, но ничего конкретного не предлагают. Самая яркая иллюстрация – те страсти, которые развернулись вокруг проблемы бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. Между тем Совет по местному самоуправлению создан при Правительстве РФ, подобный комитет есть не только в Госдуме, но и в Совете Федерации. Свои предложения может туда направить каждый мэр, независимо от статуса его города. Учреждение Евроазиатского отделения – прекрасный пример того, что Россия шаг за шагом движется к пониманию важности развития городов и поселений.

Валерий Величко, вице-мэр Ярославля:

– Ярославль – один из немногих российских городов, награжденных Флагом Европы «За международную деятельность», у него семь городов-побратимов, и с вхождением в новую организацию у города появляется масса возможностей для расширения международной деятельности, причем не только в сфере культуры или  спорта, но и в области большой и малой экономики. Беда в другом. Федеральная власть или не замечает, или не хочет замечать проблем таких городов, как Ярославль. Принятый недавно закон «Об основных принципах местного самоуправления» призывает муниципалитеты решать множество вопросов собственными силами. Да, функции прописаны, но они должны быть еще и обеспечены финансово. Предстоящие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы должны серьезно усовершенствовать межбюджетные отношения. Но ситуация такова, что решение некоторых вопросов опасно откладывать на 2006 год. Может случиться так, что к началу действия нового закона муниципалитеты окажутся без гроша в кармане. Кроме того, реформа местного самоуправления в России может столкнуться и с кадровой проблемой: только в Ярославской области количество муниципальных образований увеличится с нынешних 20 до 180. Кто в таком случае будет воплощать в жизнь благую идею? Прежде чем принимать новый закон, было бы логичным провести эксперимент хотя бы в десяти областях и посмотреть, во что это выльется.

 Татьяна Горячева, вице-мэр Красноярска:

– Проблемы местного самоуправления в Красноярске и других российских городах мало чем различаются. Прежде всего, отсутствуют законодательно установленные гарантии самостоятельности местного самоуправления, очевиден дисбаланс между объемом полномочий и размером доходных источников (сегодня за муниципальными образованиями закреплено 30 процентов государственных обязательств перед населением и только 10 процентов финансовых ресурсов), не отрегулированы вопросы разграничения муниципальной собственности, включая собственность на землю, отсутствуют действенные формы ответственности органов местного самоуправления перед населением. Ситуация парадоксальна: несмотря на то что у города собственный неплохой ресурс, позволяющий ему сводить концы с концами и как-то развиваться, он, по сути, стоит на грани банкротства. Промышленному городу-гиганту приходится стоять с протянутой рукой и просить денег на насущные нужды у Москвы. Все это ведет к ослаблению института местного самоуправления, подрывает доверие граждан и к местным, и к государственной властям. Поэтому главам городов, ставших членами нашей организации, предоставляется прекрасная возможность научиться зарабатывать это доверие.