Завод «Тамбовполимермаш» закладывался и оснащался как флагман отечественного машиностроения по производству оборудования для шинной промышленности. Средств на его строительство не жалели, поэтому «корабль» оснащался по последнему слову техники.
За свою почти полувековую историю завод переживал и взлеты, и падения. В начале 70-х годов, в период стабильного роста производства, предприятие нормально финансировалось, развивалась социальная и культурная сфера, строилось жилье. Но наступил момент, когда начались сбои в производстве. Спасти положение был призван новый директор завода Маркус Львович Рудой. И предприятие вновь пошло в гору. Начали складываться прогрессивные производственные отношения с элементами рынка, обновлялся станочный парк, завод освоил производство оборудования для нефтяников...
...Прогнозируемый и неизбежный спад производства, начавшийся в начале 90-х годов по всей стране, на ОАО «Тамбовполимермаше» растянулся на десятилетие. У завода едва хватало сил оставаться на плаву, а к концу прошлого года производство практически остановилось. Но в феврале 2004 года на предприятии сменился собственник, и появился стратегический план выхода из кризиса. Основным акционером «Тамбовполимермаша» стал «Росавтобанк», а генеральным директором был избран опытный производственник, финансист Геннадий Носов.
– Геннадий Аркадьевич, понятно, что «Росавтобанк» взял под свое крыло столько крупное предприятие не для забавы, а с перспективой его развития. Какая стратегия избрана для выхода из затянувшегося кризиса?
– Когда препятствий для ввоза импортного оборудования не стало, заводу пришлось конкурировать с гигантами мировой индустрии, имеющими практически неограниченные финансовые возможности. Тягаться с ними на мировом рынке мы не можем, поэтому уже сегодня пытаемся сильного соперника сделать своим союзником. Еще прежнее руководство завода пошло на сотрудничество с фирмой «ТиссенКрупп». С этим подразделением крупнейшего в мире производителя оборудования было заключено лицензионное соглашение на выпуск форматоров-вулканизаторов, прессов для шинной промышленности. Крупповцы передали нам свою техническую документацию, а завод заключил договоры с объединением «Нижнекамскшина» для поставки туда оборудования для производства шин под маркой фирмы «ТиссенКрупп»...
– А свои собственные интересы заводу удалось отстоять?
– Естественно. Сейчас сотрудничество продолжается, но оно вышло на новый виток. В феврале этого года заключено соглашение о кооперации с фирмой «ТиссенКрупп». Западные партнеры размещают на нашем заводе свои заказы, мы производим узлы, которые они используют при сборке своих машин. Наше производство удовлетворило западных партнеров, а у нас появилась возможность подняться на уровень мировых производителей. Мы просто будем вынуждены организовывать свое производство по стандартам, принятым на предприятиях фирмы «ТиссенКрупп».
– Но насколько известно, мощности завода пока не загружены...
– Действительно, завод работает вполсилы, но появилась перспектива. Это на мировом рынке у нас много конкурентов, а в России «Тамбовполимермаш» остается единственным производителем серийного оборудования для шинной промышленности – другие российские заводы нашего профиля ограничиваются выпуском опытных образцов. Следует также учесть, что на нашем оборудовании работают практически все шинные заводы, нас знают, нам доверяют. Поэтому своей приоритетной целью мы поставили долговременную программу обеспечения завода заказами. Договоры дадут нам возможность – и это особенно важно – участвовать в модернизации и техническом перевооружении крупнейших шинных компаний России. Там очень высока степень износа оборудования, шинная промышленность последние годы практически не обновлялась, на закупку импортного оборудования не было средств. А у нас уже сегодня есть, что предложить шинникам – нашим основным потребителям. При этом следует учесть, что мы не только производим, но и разрабатываем образцы нового оборудования...
– Но ведь бывший отраслевой НИИ, расположенный по соседству, ВНИИртмаш, приказал долго жить?
– А заодно и «прикомандированный» к нему завод опытных машин. Когда научно-техническая составляющая начала разваливаться, наш завод взял под свое крыло группу конструкторов-разработчиков во главе с кандидатом технических наук Валерием Леонидовичем Легостаевым. И сегодня они буквально с нуля разрабатывают машины на уровне лучших мировых образцов. Завод взял на себя и производство опытных машин с последующим выходом в серию. И все это - на одном предприятии, за счет собственных средств. Помимо этого, учитывая, что наш рынок многоотраслевой, мы содержим кадры для производства нефтепромыслового оборудования, смесительного оборудования для металлургической промышленности. Спрос на эту продукцию есть, и в эту нишу кинулись оборонные предприятия, оставшиеся без госзаказов.
– То есть, на этом направлении у вас все-таки появились отечественные конкуренты?
– Но наш завод, в отличие от конверсионных предприятий, с самого начала своего существования занимался производством нефтепромыслового оборудования, и объективно нам проще выйти на этот рынок. Рынок, согласен, тяжелый, конкурентный, но мы этим занимаемся. Конечно, тяжело было поддерживать все эти направления на высоком техническом уровне, но многопрофильность «Тамбовполимермаша» не дала ему погибнуть. Проседал рынок оборудования для шинной промышленности, завод выходили из пиковой ситуации за счет нефтепромыслового оборудования. Случались сбои на этом направлении – производили оборудование для сахарной промышленности, выпускали пресса маслобойных заводов. То есть завод устоял только потому, что придерживался известной идеологии бизнеса - не хранил яйца в одной корзине, то есть присутствовали на нескольких рынках одновременно.
Слабым звеном завода до поры до времени была маркетинговая служба, сервисное обслуживание. Сегодня мало иметь хорошие отношения с потребителем нашей продукции, с тем же директором шинного завода. Мы связаны с мощными холдингами, с вертикально интегрированными компаниями, которые имеют свой бюджет. И нам важно стать строкой этого бюджета. То есть, повторяю, принять участие в техническом перевооружении отечественных предприятий шинной, нефтеперерабатывающей, металлургической отраслей.
– И что удается сделать в этом направлении?
– Судя по нашим расчетам, что мы находимся накануне крутого подъема. Налаживаются отношения с крупными шинными компаниями «Сибур», «Амтел» – ведущими производителями шин. Стараемся, и не без успеха, убедить их, что наши вулканизаторы-форматоры не хуже импортных, и если они станут строкой плана технического перевооружения, то шинники и мы будем развиваться и повышать техническую оснащенность. В этой сфере производства мы не новички, мы имеем опыт, уникальные разработки, подготовленные кадры. Надо вернуть свои утраченные позиции, вернуться туда, где нас знают, где нам доверяют, но придти на рынок с новым продуктом. И на сегодняшний день это главная задача.
– Кстати, о кадрах. Известно, что предприятия машиностроения, на которых наметился рост производства, уже столкнусь с нехваткой квалифицированных рабочих. Как обстоят дела с трудовыми ресурсами на «Тамовполимермаше»?
– Мы этим занимаемся. И начали с элементарного – наладили на заводе нормальное питание для рабочих, работа столовой финансируется отдельной строкой. В столовой большой выбор блюд, организовано диетическое питание, обеды дотируются из средств предприятия до 70 процентов. Если прежде столовую посещали 100-150 человек, то сейчас ее услугами пользуются до 700 работников завода. Организовали две линии, питание разнообразное. Информация о том, что на «Тамбовполимермаше» хорошо и дешево кормят распространяется быстро, что тоже способствует притоку кадров. Те, кто приходит к нам учеником, получает ставку, которая позволяет ему жить если не безбедно, то с надеждой на лучшее. Наша кадровая служба озабочена подбором рабочих основных специальностей, но токарей, слесарей пока не хватает. На заводе задействованы все виды обработки металлов, поэтому нам нужны специалисты всех профилей, в том числе и литейщики.
– В свое время гремела слава о бригада Виктора Лахарева. Не распалась ли она?
– Работает, причем успешно. Числом поменьше, но занимается очень ответственным делом – изготовлением нестандартным оборудованием. Квалификация в бригаде высокая, чертежи они читают легко, в своем деле, как говорится, собаку съели, поэтому выполняют наиболее сложные заказы. Накопленный опыт не девальвируется, он востребован сейчас, и будет востребован всегда. На завод после окончания Тамбовского государственного университета пришла дочь Лахарева, работает экономистом в одном из цехов. А это добрый знак.
– Но рабочих не в последнюю очередь интересуют заработки, точнее, возможность получать достойную оплату за свой труд?
– К концу года мы намерены поднять среднемесячную зарплату до пяти тысяч рублей, то есть увеличить ее почти вдвое. Но уже сейчас у нас зарплата растет с опережением. Не в соответствии с ростом объемов, а с перспективой на будущее – важно удержать на заводе квалифицированные кадры, которые, думаю, в ближайшее время будут работать с полной нагрузкой. Авансируя зарплату, мы тем самым вкладываем средства в развитие производства. Чтобы не случилось так: получаем пакет договоров, а выполнять его некому. Поэтому мы готовы уже сегодня делать рабочим предложения, от которых они не смогут отказаться. Завод намерен конкурировать не с какими-нибудь мастерскими, а с ведущими мировыми производителями оборудования для шинной промышленности, поэтому и развиваться «Тамбополимермаш» намерен по самым современным направлениям.