Выходит, надо принимать новые правовые акты, которые по крайней мере не позволят активно переманивать в мусульманскую веру потомков. И принимают. Например, недавно Франция ограничила появление в ряде общественных мест людей в исламских платках, еврейских кипах и с выставленными напоказ христианскими крестами. Примеру своих западных соседей решили последовать и власти Берлина.
Сенат (правительство) столицы Германии представил столичной палате депутатов проект закона, который запрещает ношение любых религиозных символов - будь то платок, крест или кипа - работникам юстиции, правосудия, органов внутренних дел, тюрем, а также учителям общеобразовательных школ.
Любопытно, что, включив в "черный список" крест и кипу, правящая в Берлине коалиция из Социал-демократической партии (СДПГ) и Партии демократического социализма (ПДС), оставила далеко позади самые смелые законодательные новации правительств Баварии, Баден-Вюртемберга, Гессена, Нижней Саксонии и Саара, которые ограничились запретом лишь головного платка только для учителей начальных и средних школ.
Нельзя сказать, что берлинский проект противоречит принятому летом 2003 года решению Конституционного суда Германии. То решение фактически подвело итог многомесячной внутригерманской дискуссии о допустимости активной религиозной пропаганды в общественных местах. Речь, конечно же, прежде всего шла о мусульманских платках, которые в представлении большинства немцев - не что иное, как демонстративная пропаганда ислама. Есть мнения, что платок - это дискриминация женщин, категорически запрещенная демократическими законами ФРГ.
Вызывает, однако, удивление, что берлинский законопроект не затрагивает работников детских садов, профессионально-технических училищ, образовательных учреждений для взрослых, а также органов государственного управления.
Парадоксальность и внутренняя противоречивость законопроекта объясняется тем, что он стал результатом сложных компромиссов. ПДС всегда выступала против запрета платков, а СДПГ ратовала за табу на любые религиозные символы во всех госучреждениях без исключения. Видимо, чтобы наводнившие столицу мусульмане не восприняли закон как ущемление одной из религий. В конце концов партнеры по коалиции договорились о чем-то среднем. Теперь получается, что в отличие, например, от Турции, где в платках запрещено появляться в каком бы то ни было государственном учреждении, берлинский закон состоит из массы исключений и специальных правил.
Никаким здравым смыслом, как представляется, нельзя объяснитъ, что в профтехучилищах запрета на ношение религиозных символов не будет, в то время как в гимназиях его введут. Берлинский сенатор (министр) по внутренним делам Эрхарт Кёртинг, объясняет такой подход тем, что-де их учащиеся ПТУ достаточно сформированы для самостоятельного противодействия религиозному влиянию. А гимназисты того же возраста, значит, менее развиты как личности по сравнению с "пэтэушниками"? Тот же Э. Кёртинг утверждает, что новый закон не является антиисламской акцией. Но в действительности заденет он именно женщин-мусульманок. В частности, тех, кто хочет устроиться на работу в госслужбах. А таких с каждым днем становится все больше.
Любопытную статистику со ссылкой на данные Объединения исламских женщин Берлина приводит газета "Берлинер цайтунг". Оказывается, только 24 процента мусульманок настаивают на обязательном ношении головного платка в общественных местах, в то время как 75 процентов отвергают платок. Может быть, по статистике это и так, но стоит попасть в заселенные в основном мусульманами районы Кройцберг и Веддинг, как встречаешь платки чуть ли не на каждом шагу.