Об этом на совещании, посвященном вопросам строительства КАД, заявила профессор Горного института Регина Дашко. Совещание было созвано по инициативе Департамента государственного контроля в сфере природопользования Министерства природных ресурсов по Северо-Западному округу. Напомним: в ноябре департамент проводил проверки на КАД и обнаружил, что работы ведутся без заключения экологической экспертизы. После чего на большинстве участков строительство было приостановлено. Подрядчиков обязали разработать план мероприятий по охране окружающей среды и представить его дирекции строительства и руководству департамента.
И вот подходят к концу сроки, отведенные на разработку экологических мероприятий, а от некоторых подрядчиков ответа так и нет. Это при том, что, по заявлению руководителя дирекции по строительству транспортного обхода г.Санкт-Петербурга Егора Тратникова, работы возобновлены на всех участках.
Совещание живо напомнило старую пословицу о собаке, безуспешно облаивающей идущий караван. Все замечания экологов и геологов разбивались о железное спокойствие Егора Тратникова.
- Непонятно, почему при проектировании моста через Неву никто не обратил внимание на судьбу расположенного неподалеку моста Александра Невского? - горячилась профессор Дашко. - Ведь тот через сорок лет провис на 24 сантиметра. А новый мост строят на тех же самых грунтах. Тут очень глубоко залегает скала, на которую по всем правилам должны бы были опираться опоры моста. К тому же среда, в которой будут находиться опоры, очень биологически активна и конструкции будут разъедаться. Не говоря уж о том, что эта территория опускается. Надо с первого же дня организовывать мониторинг, чтобы потом не оказаться перед фактом большой аварии.
- В конце мая мы вас всех пригласим на церемонию окончания сборки моста. Уж сорок-то лет он простоит, - спокойно заявляет господин Тратников.
- Нужно провести экологический аудит всего проекта, - опираясь на мнение геологов и экологов, предлагает исполнительный директор Городского центра экспертиз - экология Юрий Машкин.
- Если хотите, можете параллельно проводить любую экспертизу. Но за объект полную ответственность несет госкомиссия по приемке, формируемая министерством, и она-то и будет решать, соответствует ли проект экологическим нормам или нет, - парирует Тратников.
- Мы не можем за две недели разработать мероприятия по охране окружающей среды, поскольку на двухсотметровом участке оказался слабый грунт. Точно такой, о каком нам только что говорила Регина Дашко. И мы сейчас думаем, как изменить технологию строительства на этом участке. А если мы не знаем, как будем вести строительство, о каком плане работ по охране окружающей среды может идти речь, - поясняет свою позицию один из подрядчиков.
- В общем проекте мероприятия по ООС были прописаны, и вам остается только немного подогнать их к своим условиям. А что касается грунта, так в том же проекте и про грунт все было написано, так что для вас это не должно быть неожиданностью, - обрезает руководитель дирекции по строительству КАД (хотя, заметим, геологи наперебой говорят о том, что инженерно-геологические и гидрологические исследования при подготовке проекта проводились не в полной мере).
В общем, руководство строительства, по сути дела, так же, как их предшественники, явно торопится быстрее завершить стройку. Даже дефекты на уже сданных участках их не пугают. В ответ на вопрос, почему по полотну уже построенной дороги пошли трещины, господин Тратников уверенно объясняет, что это новая технология и... так и должно быть. Ни много ни мало.
Что ж, решили, по настоянию заместителя руководителя Департамента государственного контроля в сфере природопользования Олега Никиткина, создать экспертную комиссию, которая должна решить: целесообразно или нет проводить дополнительные инженерно-геологические работы на трассе КАДа? Пока комиссия будет работать, глядишь, и еще пару участков магистрали успеют сдать.
Досье "РГ"
Строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга по первоначальной, предпроектной смете должно было обойтись в 24 миллиарда рублей.
После разработки в январе 2002 года проекта строительства сумма расходов на строительство была увеличена до 65 миллиардов. При этом количество полос КАД уменьшилось с заявленных двенадцати до четырех, а срок сдачи объекта, наоборот, увеличился - с 2003 года до 2005-го. И то не всей окружной автодороги, а только ее восточного полукольца.
В 2002-2003 годах по поручению Президента Кольцевой плотно занялись Счетная палата, Главное контрольное управление, Контрольно-ревизионное управление Минфина. В итоге пришли к мнению, что смета завышена. Проведя ряд тендеров, ее уменьшили до 50,5 миллиарда. При том что по ходу работ выясняется, что грунты, к примеру, во многих местах более сложные, чем предполагалось, что либо приведет к удорожанию проекта, либо (что вероятнее) заставит подрядчиков искать способы удешевления. К чему это приводит, видно уже по первой очереди КАД. Ее уложили на так называемый тощий бетон, и через 10 месяцев по полотну дороги пошли трещины.