Смерть легендарного питерского продюсера Александра Капицы подвела черту под уникальным российским телеявлением - бравыми телевизионными "ментами", борющимися за нашу безопасность на улицах великого города с вечно разбитыми фонарями. Как известно, майор Соловец (А. Половцев) и лейтенант Волков (М. Трухин) остались вдвоем в группе сына Александра Капицы Кирилла, а остальные "менты" - лейтенанты Абдулова (А. Мельникова) и Дукалис (С. Селин), а также капитан Ларин (О. Нилов) во главе с полковником Петренко, он же легендарный Мухомор (Ю. Кузнецов) -подписали контракт с другой компанией. Снимать других "ментов" и их новые приключения будет режиссер и продюсер Дмитрий Светозаров, сын великого Иосифа Хейфица.
-Дмитрий, почему вы не взяли фамилию отца?
- В прежнее время носить фамилию Хейфиц, пусть даже и знаменитую и в какой-то степени неприкасаемую, было нелегко, ну а теперь менять ее поздно, да и как-то странно. Мне всегда было важно осознавать себя не сыном знаменитости, а человеком, представляющим собственную личность, - в кино по крайней мере. Наверное, поэтому сначала окончил филфак ЛГУ, а уже позже судьба все равно привела в кино.
- Когда-то я брала интервью у вашего отца по поводу его картины "Бродячий автобус" - об актерах, колесивших с гастролями по городам и весям в раздолбанном автобусе, тогда он удивил меня мыслью: "Кино придумали люди, понятия не имевшие о театре"... Вам эта мысль не кажется парадоксальной?
- Я согласен с отцом. Несмотря на кажущееся сходство, театр и кино абсолютные противоположности. Как кроманьонцы или неандертальцы по отношению к гомо сапиенс...
- А телевизионное кино. Это что - чудо или очередная напасть на наши бедные головы?
- Формула телевизионного кино не выведена - это странный симбиоз спектакля и целлулоидного фильма. В моей личной судьбе телевизионное кино сыграло огромную и даже спасительную роль в начале наших реформ, когда в стране замер не только кинематограф, но и все остальное. Но телевидение - это такая штука, которая через пару часов после ядерной катастрофы отряхнется и начнет передавать репортажи прямо из атомного "гриба"... Вот именно такое телевидение и оказалось для меня и многих моих коллег спасением. Несмотря на семь художественных фильмов, в том числе и последний по времени "14 цветов радуги", обласканный премиями, но, к сожалению, имевший грустную прокатную судьбу, я был рад, что можно существовать в профессии, а не уходить в такси. Поэтому в телевизионном кино работаю, как и в большом, по-другому я просто не умею. Конечно, я не смогу снять мексиканско-бразильское "мыло", потому что родина его там, где много-много диких обезьян. Это особый жанр - и драматургически и технологически. У нас при отсутствии нормального финансирования все же каждая серия похожа на фильм, а "мыльные" серии снимаются по штуке за два-три часа. Актерам в наушники наговариваются тексты, и режиссер-кукловод командует: подойди к Луису Альберто, отвернись от Изабель, ударь Марио. Конечно, и у нас теперь есть всякие "саши-маши", выпекающиеся по этим же принципам. Но даже в то самое тяжелое для всех нас время мы снимали по законам и технологиям большого кино. И мой сериал "По имени Барон" также снимался как большое кино. Если его сложить, то по хронометражу он будет не длиннее, скажем, "Войны и мира" Бондарчука...
- Может быть, сочетание киноформата с телеформатом и есть формула телевизионного кино?
- Вполне нормальная формула... Если бы еще ее подкрепить положением телекинематографа как отрасли промышленности, как это происходит в Америке...
- А почему, скажите, вы расстались с вашим героем Лехой Николаевым - "агентом национальной безопасности"?
- Этот проект я создавал, как говорится, с пеленок. И отстоял "вахту" в течение 32 серий. В него вложено много идей и добрых чувств. Это была работа, в которой раскрылась, зажглась "звезда" Андрюши Краско и Миши Пореченкова. В этом проекте блистали питерские актеры Андрей Толубеев и Вадим Яковлев. Удалось найти интонацию, на мой взгляд, редкую для сериала - ироничную и самоироничную. Но вдруг я начал чувствовать руку цензуры, от которой давно отвыкли. И когда на последнюю серию я впервые получил 24 поправки, чего не было даже в давние времена: убрать то, вырезать это, смягчить, отказаться... Ну, тогда я и "отказался", ушел. Сейчас после смерти Капицы проект пытаются реанимировать. Но ушел Вадим Яковлев, ушел Вардунас, Агеев, сценарии пишутся какими-то случайными людьми. И это уже совсем другой сериал...
- Только что запустился новый старый "Пятый канал" питерского телевидения. Какое у вас впечатление от "пятерки"?
- Я и мой брат Владимир оказались волею судьбы одними из первых героев нового "Пятого канала" - в первые дни прошли передачи "Сериал о сериале" и "Ближний круг" - о новом проекте "Настоящие менты" и о нашей семье... Но я понимаю, что вы имеете в виду. Пока говорить о нем рано, я остаюсь скептиком в отношении этого питерского канала. Во-первых, пугающий дефицит профессиональных кадров, он возник еще в середине 90-х годов, когда из потрясающего телевидения для всей страны оно постепенно превращалось в странное, непонятное, потом сузившееся до улицы Чапыгина, и как результат - народ стал уезжать в Москву. К сожалению, та молодежь и даже не очень молодежь, которая сейчас пришла на "Пятый канал", в большинстве своем не владеет даже азами профессии... Что касается самой картинки, то в цветовой гамме много того"желтого", о котором говорил арт-директор канала Михаил Баркан, имея в виду только развлекательный характер нового канала. Я боюсь, что это направление, так не свойственное культуре нашего города, бесперспективно с точки зрения конкуренции с такими монстрами и асами, как ОРТ, и обречено на второразрядную роль. Такое мое частное мнение петербургского жителя и зрителя...
- Почему вы взялись за проект "Настоящие менты"?
- Наверное, все оказалось логичным - прежний ресурс, и творческий, и организационный, и в том числе человеческий, очевидно, был исчерпан. Поэтому, когда еще прошлой осенью контракты у актеров закончились, часть из них ушла в московскую компанию, а часть осталась в Питере...
- Вас не смущает название этого бренда?
- Смущает, и очень, потому что нельзя до бесконечности "выдаивать" из прежнего бренда. А с другой стороны, если как следует встряхнуть и освежить эту идею, она может еще немало дать и производителям, и зрителям. Ведь даже по рейтингам прошлой недели "Менты-5" лидируют. Что касается слова "настоящие" - то это пока рабочее название, оно наверняка будет изменено...
- Вы возьмете в компанию "ментов" Игоря Лифанова, которого открыли для большого кинематографа, сняв его в "14 цветах радуги"... Его юмор, на мой взгляд, очень пригодился бы в приключениях "ментов"...
- С Игорем я периодически общаюсь на эту тему. Но есть определенные сложности. При вхождении в проект ему нужно многое вычеркнуть из кинотусовочной жизни...
- Он БДТ уже вычеркнул...
- Его судьба меня вообще очень тревожит. Он актер больших возможностей, но, как всякий хороший артист, он нуждается в режиссере. Понятно, что, когда приходят популярность и слава, хочется заработать как можно больше денег. Но слава "спецназов" проходит очень быстро, а жизнь - штука долгая. Игорь и сам это понимает, мы об этом с ним много говорим. Планов много, но каким суждено состояться, а каким нет - покажет время...