Качество услуг в коммерческих клиниках не соответствует ценам

Реклама коммерческих медицинских центров заполонила эфир и страницы изданий. И чего только они не делают: и носы корректируют, и потенцию восстанавливают, и зубы доводят до состояния жемчуга. Стоматологических клиник, конечно, больше всего. Есть спрос - будет и предложение. Услуги однако стоят дорого, порой даже дороже чем на Западе, а качество их, увы далеко не всегда соответствует цене. Собственно ничего удивительного здесь нет - врачи все те же - из бюджетных поликлиник, только наглаженные и накрахмаленные.

 

 

Рынок платных медицинских услуг в основе своей стал складываться из полуподпольной частной практики, и развивался весьма хаотично. Пожалуй, и по сей день продолжается активное формирование и развитие этого рынка. Данные исследования одного из маркетинговых агентств говорят о том, что затраты на получение платных медицинских услуг в России за истекший год составили от 3 до 5 миллиардов долларов. Причем, в Москве и в ближайших ее окрестностях к услугам платной медицины обращаются ориентировочно 1,5-2 миллиона человек. В то же время нижнюю границу объема рынка платных медицинских услуг в Москве можно оценить в пределах 450-600 миллионов долларов. На самом деле, ряд направлений услуг здравоохранения, такие как: лечебная косметология, стоматология, нетрадиционная медицина, оздоровительная медицина, лечение наркомании и прочее, давно уже являются платными.

Аналитики выделяют три основные подгруппы среднего класса, которые в основном и обращаются к платным медицинским услугам, а именно: "верхний средний класс", где доход на человека от 600 до 1500 долларов в месяц (4 - 5 миллионов человек или 1,5 миллиона семей); "ядро среднего класса" с доходом от 200 до 600 долларов в месяц (23-24 миллиона человек или 7,5 миллиона семей); "нижний средний класс", доход от 120 до 200 долларов в месяц (29 миллионов человек или 9,5 миллионов семей).

В Москве и в ближайших ее окрестностях к услугам платной медицины обращаются ориентировочно 1,5 - 2 миллиона человек.

В целом существуют различные программы страховых полисов. Что касается их цены, то понятно, что для разных программ она разная и порой достигает 5000 долларов. В среднем же полис на минимальную программу амбулаторного и стационарного лечения еще в 2001 году стоил от 250 долларов в год, а полноценные рисковые полисы в Москве стоят как минимум 350-400 долларов в год. Кстати, страховые компании, представляющие услуги добровольного медицинского страхования, по сути сейчас являются перекупщиками медицинских услуг у уже действующих медицинских организаций со сложившимся подходом к оказанию лечебно-диагностической помощи, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между страховыми компаниями за покупку услуг у тех немногих лечебно-профилактических учреждений, которые имеют квалифицированный персонал и современное оборудование, что приводит в конечном итоге к росту цен при сохранении качества на прежнем уровне.

В Москве насчитывается более 150 ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ВЛПУ). Из них стоматологическую помощь оказывают около 76 ВЛПУ. Специалисты провели анализ тенденций московского рынка ЛПУ и отметили, что с одной стороны, в столице наблюдается дефицит качественных услуг, особенно в области детской стоматологии. С другой стороны, рост объема рынка платных услуг сдерживается отсутствием платежеспособного спроса. То есть небольшое количество медицинских учреждений оказывает платные услуги достаточно небольшому проценту платежеспособного населения. При этом рост спроса на платные услуги значительно замедлился в последние годы. Эксперты связывают это с давлением "черного" рынка государственных медицинских учреждений, оказывающих "из-под полы" платные услуги, и в то же время менталитет населения, привыкшего получать условно бесплатную медицинскую помощь.

Как показало исследование рынка платных медицинских услуг в Москве, при выборе медицинского учреждения основными критериями для людей являются: "сервис" (57 процентов), "репутация" (49 процентов) и "уровень цен" (35 процентов). Чаще всего за платной медицинской помощью обращаются в хозрасчетные отделения муниципальных медицинских учреждений (67 процентов), затем следуют коммерческие медицинские учреждения (32 процента) и далее - частные врачи (21 процент). Оплату медицинских услуг большинство респондентов производят либо через кассу (68 процентов), либо лично врачу (56 процентов). Кроме того средние затраты при одном посещении врача для большинства опрошенных составили "до 750 рублей" (31 процент), "до 500 рублей" (27 процентов), "до 1000 рублей" (13 процентов) и "до 250 рублей" (13 процентов). Средние затраты на лечение в стационаре составили "до 20 000 рублей" (28 процентов), "до 10 000 рублей" (27 процентов). В опросе приняли участие 1000 человек.

Особенно преуспело, по данным экспертного опроса, стоматологическое направление. Стоматологи едва ли не первыми перешли на хозрасчет. Если вспомнить, то еще во времена бесплатной медицины в благодарность за избавление от страданий пациенты опускали в карман белого халата дензнаки, или преподносили дантисту коробку дефицитных конфет. С легализацией платных медицинских услуг каждая манипуляция с зубами обрела конкретную цену. Так, цена на пломбу светового отверждения колеблется от 900 рублей до 50 долларов, обычная пломба стоит в среднем 600 рублей, а вот обработка полости лазером обойдется в 1000 рублей. В ортопедической же стоматологии наиболее распространенная цена на металлокерамическую коронку находится в пределах от 80 до 100 долларов. При этом врачи заинтересованы в том, чтобы пациент воспользовался как можно большим числом услуг, и зачастую навязывают ему услуги без которых он вполне мог бы обойтись.

Таким образом, каждое посещение кабинета зубного врача влетает в копеечку. А по сему некоторые стоматологические клиники Москвы решили пойти навстречу пациентам и стали предоставлять услуги в рассрочку. Правда, рассрочка чаще всего предоставляется только постоянным клиентам с безупречной кредитной историей. Поскольку на столичном рынке платных стоматологических услуг существует довольно жесткая конкуренция, то чтобы заманить новых пациентов крупные медицинские центры и специализированные клиники призвали на помощь банкиров. В Москве сравнительно недавно стали лечить и протезировать зубы в кредит. Однако анализ развития рынка стоматологических услуг позволяет с уверенностью сказать, что время его бурного развития завершилось. За последние два года прирост количества новых клиник в Москве значительно снизился. Так, в среднем за год число новых установок увеличивается на 50-70 (3-4 процента общей мощности всех клиник), тогда как в 1993-1997 годах число таких установок увеличивалось на 300-400 в год. Таким образом, эксперты говорят о том, что рынок стоматологических услуг перешел к следующему этапу - этапу сегментации. Сегментация может происходить и по типу пациентов (частные или страховые), и по видам услуг клиник (многопрофильные, универсальные, специализированные), и по размеру клиник (сетевая, частный кабинет). В результате "естественного" отбора на данном этапе часть клиник, не успевшая занять нужную нишу вынуждена будет уйти с рынка.