Такой вывод приходит в голову после изучения статьи, опубликованной 6 апреля 2004 года в газете The International Herald Tribune, где прямо говорится, что только ратификация Киотского протокола может стать пропуском России в Евросоюз.
Позиция нашей страны по вопросу Киотского протокола определена Президентом России В. Путиным и заключается в том, что Россия пойдет на окончательное присоединение к протоколу только в том случае, если это будет соответствовать интересам экономического развития России. Позиция, безусловно, правильная, особенно учитывая, что некоторые наши партнеры стремятся загнать Россию в "киотское гетто" практически откровенным шантажом.
Однако нельзя интерпретировать заявление Президента как отказ от ратификации протокола и как отказ от необходимости его обсуждать и пытаться объективно выявить все "за" и "против". Думается, позиция Президента является указанием на необходимость расширения научной и политической дискуссии по данному вопросу. Это особенно актуально в свете проводимых в Государственной Думе 15 апреля слушаний о возможности присоединения к Киотскому протоколу.
И как основу для дискуссии можно было бы сформулировать несколько принципиальных вопросов:
- готовы ли страны - участники Киотского протокола внести изменения в Киотский протокол с тем, чтобы убрать из него наиболее дискриминационные по отношению к России аспекты, в частности, существенно увеличить компенсации России за выделение ее лесами кислорода?
- готовы ли страны - участники Киотского протокола добиваться большей прозрачности и обоснованности системы расчета объемов выбросов и создать некий наблюдательный совет с участием представителей разных стран, включая Россию, который бы гарантировал отсутствие фальсификаций этих данных?
- готовы ли европейские страны отказаться от фактически навязываемой протоколом монополии на поставки оборудования для снижения выбросов?
- готовы ли страны ЕС предоставить России гарантированный рынок сбыта квот за справедливую цену?
- готовы ли страны - участники Киотского протокола рассматривать возможность введения ограничений на объемы выбросов КНР, которая является членом протокола, но, поскольку рассматривается в качестве развивающейся страны, не подвергается никаким ограничениям?
Конечно, эти вопросы являются жесткими. Однако очевидно: если наши партнеры реально заинтересованы в участии России в крайне сомнительном с научной точки зрения, но крайне выгодном для европейской экономики протоколе, то за это нужно платить.
Ведь понятно, что Россия должна в данном случае исходить из соображений экономической выгодности, а не абстрактных заявлений о близости к цивилизованному миру.
И если Евросоюз хочет, чтобы Россия серьезнее отнеслась к предложениям с его стороны о присоединении к протоколу, можно было бы еще до официальной ратификации Россией протокола подписать соглашение о покупке странами ЕС российских квот по фиксированным ценам на 5-6 миллиардов долларов в год. Это не просто убедило бы российских промышленников в эффективности и жизнеспособности системы торговли квотами, но и дало бы возможность осуществить уже сейчас целый ряд серьезных отраслевых экологических программ, направленных на сокращение выбросов.
А без этого заявления ЕС по поводу присоединения России к Киотскому протоколу останутся не более чем лобовым политическим давлением, которое должно игнорироваться.