Давно уже стали общим местом разговоры об экономическом росте последних лет, вызванном высокими мировыми ценами на нефть и переориентацией российского хозяйства на экспорт сырья. Однако динамика изменения финансового положения различных отраслей свидетельствует о неожиданном, но тем не менее бесспорном процессе: естественные монополии все более уверенно отбирают у прославленных олигархов "сливки" благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Так, в январе 2004 года финансовый результат (совокупная прибыль за вычетом общего убытка) российских предприятий в номинальном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,7 процента, что выше даже роста за аналогичный период прошлого года на 4,5 процента. Соответственно доля убыточных предприятий снизилась с 39,3 до 38,6 процента.
Однако наиболее быстро улучшалось финансовое состояние не сырьевиков, а естественных монополий, осуществляющих в последнее время широкомасштабное перераспределение в свою пользу финансовых потоков России. В наибольшей степени это коснулось электроэнергетики и трубопроводного транспорта (финансовый результат вырос более чем в 1,9 раза в каждой из отраслей). В оптовой торговле, в которой концентрируют свои прибыли крупные российские предприятия, в том числе экспортеры, финансовый результат увеличился лишь в 1,6 раза. Принципиально важно, что во внешней торговле он не только не вырос, но даже снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,4 процента. Конечно, это связано не со снижением рентабельности внешнеторговых операций, в том числе экспорта сырья, а с переориентацией финансовых потоков, в первую очередь в целях оптимизации налогообложения. Но даже с учетом этого, отставание, казалось бы, наиболее успешного сектора экономики от естественных монополий производит глубокое впечатление. На фоне естественных монополий просто жалкими выглядят достижения топливной промышленности, финансовый результат которой увеличился лишь на 23,3 процента, причем в газовой отрасли, несмотря на высокие мировые цены на газ и рост внутренних цен, он снизился более чем на треть - на 33,1 процента.
Схожая ситуация наблюдается и в несырьевом секторе. Так, в высокомонополизированной связи финансовый результат предприятий вырос на 64,1 процента - примерно так же, как в сверхэффективной оптовой торговле. В то же время в наиболее конкурентной сфере экономики - розничной торговле и общепите - финансовый результат в натуральном выражении снизился на 9 процентов. Это поистине удивительно в условиях продолжающегося головокружительного увеличения реальных доходов населения. С учетом всех погрешностей официальных оценок (в частности, расценивающих вызванный укреплением рубля перевод сбережений из валюты в рубли как получение дохода) оно составляет не менее 8 процентов. На этом фоне снижение финансового результата розничной торговли и общепита (при увеличении их оборота примерно на 10 процентов) можно объяснить лишь процессом ухода бизнеса в "тень" из-за усиления административного и силового давления.
Аналогичным образом - как итог выдавливания предпринимателей в теневую сферу - можно расценить и то, что в начале 2004 года помимо ЖКХ убыточным стал... ранее прибыльный автомобильный транспорт. При этом если в ЖКХ убыток превысил прибыль лишь на 0,2 млрд. рублей, то в автомобильном транспорте это превышение только за один месяц достигло 1,1 млрд. рублей.
Признаки возобновившегося ухода российского бизнеса в "тень" позволяют рассматривать властные структуры, осуществляющие неформальное силовое и административное давление на него, как качественно иные, специфические, естественные монополии "нового времени". Сегодня их деятельность приобрела характер специфического бизнеса, финансовая эффективность которого для причастных к нему лиц (прежде всего чиновников), как и разрушительность для экономики, является наивысшей. Борьба с этим давлением и тесно связанными с ним организованной преступностью и коррупцией необходима. К сожалению, административная реформа, призванная активизировать эту борьбу и повысить ее эффективность, пока привела к откладыванию "в долгий ящик" многих полезных начинаний.
Максимальное сокращение "организационного периода" и возобновление деятельности Правительства как единой, целостной управляющей системы представляется сегодня не только политической и управленческой, но и макроэкономической необходимостью. В противном случае произвол как естественных, так и бюрократических монополий будет нарастать и превратится в значимый фактор торможения российской экономики.