В конце прошлой недели в Москве состоялся всероссийский семинар, посвященный безопасности на аттракционах. То, что проходил он после обрушения карусели в Лианозове, было хоть и совпадением, но достаточно символичным.
Из сотни присутствовавших в зале зрителей всего несколько человек имели к теме разговора прямое отношение. Недавняя авария побудила многие столичные парки спешно закрыть свои опасные аттракционы "от греха подальше". Через некоторое время паника уляжется, москвичи успокоятся и снова захотят покататься на "ромашках" с "сюрпризами". Но это будет обманчивое спокойствие. Ни в России, ни в Москве в том числе, фактически не существует контролирующего органа, отслеживающего безопасность аттракционов.
Да что там... Никто не знает даже, сколько их в Москве, аттракционов. Никто не считал, сколько за последние годы случилось аварий и сколько человек в них пострадали. Только газетчики ставят галочки: 2004 год - авария в Лианозове, 2002 год - полетела карусель "Вихрь" в Парке Горького, 1999 год - сломалась катальная горка в "Сокольниках".
Куда же, спрашивается, власть смотрит? Виктор Анисимов, начальник технического отдела Комитета по культуре Москвы, ответил так на этот вопрос корреспонденту "РГ": "Наш представитель только входит в комиссии, которые проверяют парки перед открытием летних сезонов. Но технических специалистов у нас нет. Поэтому наше присутствие там чисто формальное. Да и находятся в нашем ведении лишь государственные парки. Все остальные существуют сами по себе".
Парк московских аттракционов составляют старые отечественные, подержанные зарубежные и новые импортные машины. Старые - это те, что в основном уже выработали свой ресурс. Часто сменившие по несколько хозяев, безо всяких документов, давно утерянных. По идее ресурс можно продлевать капитальными ремонтами, тщательно отслеживая состояние в настоящий момент, поскольку любая мелочь может привести к катастрофе, как и произошло в Лианозове. Там, по предварительным данным, у аттракциона не хватало двух болтов. Хотя это ли стало причиной драмы в парке, следствию еще предстоит выяснить.
Есть проблемы и с импортными машинами. Аттракцион - достаточно сложное техническое сооружение, требующее особых условий монтажа, перевозки, обслуживания. Поэтому возможно, что в Россию они могут приехать уже поврежденными. И, увы, тоже нередко без документации. Относительно благополучное состояние у новых "сетевых" парков аттракционов. Их владельцы, как правило, покупают новые автоматы и стараются содержать большой штат инженеров-электриков, которые следят за машинами.
До позапрошлого года аттракционы контролировала инспекция при Министерстве культуры, затем ее расформировали. В прошлом году Правительство России приняло Закон "О техническом регулировании", предписывающий владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Беда в том, что этот регламент еще не разработан. И появится он, как считает председатель Российской ассоциации производителей парков и аттракционов Владимир Гнездилов, лишь года через два.
Пока приняты только добровольные ГОСТы и есть добровольная сертификация по ним. Но заставить директоров и владельцев аттракционов, частенько с трудом окупающих старые механизмы, потратить деньги на дорогостоящее необязательное оформление не так-то просто. Надо нанимать технических специалистов, которые сделают полное техническое описание каждого аттракциона в соответствии с ГОСТами. Зачем эта головная боль, считают большинство директоров развлекательных парков? А уж о такой вещи, как страхование посетителей, вообще только начинают задумываться. Вот и получается, что роль главного ревизора выполняет чаще всего следователь, явившийся на место ЧП.