"Рыцари старой республики" - далеко не первая попытка воплотить в компьютерной игре миры "Звездных войн", описанные в кинофильмах Джорджа Лукаса. Сейчас в каталоге главного русского игрового портала www.ag.ru насчитывается 42 продукта, название которых начинается со словосочетания Star Wars. Однако если среди них и были успешные, ни один из проектов все же не был выдающимся. Зато теперь компании BioWare удалось не просто запрограммировать качественную игру - сценаристы создали еще и интересное дополнение к сюжетной линии "Звездных войн". Хотя события происходят за четыре тысячелетия до описанных в кино, но суть примерно та же: главный герой должен спасти мир от империи Ситхов, строящей зловещую армаду. В основном для спасения мира нужно много драться: махать лазерным мечом, швырять его как бумеранг и использовать "силу". Но не только: "Рыцари старой республики" - это не боевая, а ролевая игра. Нужно летать по планетам, отгадывать загадки и помогать населению галактики в решении их проблем - в общем, служить добру и "Светлой стороне силы". Впрочем, можно поступать наоборот: атаковать, шантажировать окружающих и применять сверхъестественные способности, чтобы не платить за парковку.
Компьютерная игра - не кино, здесь у игрока в каждой ситуации есть несколько вариантов действий. В зависимости от его выбора события в игре могут идти по разным рельсам, которые, конечно, приведут в одно и то же место - к победе над Лордом Ситхов. Другое дело, что можно победить его во имя Совета джедаев, а можно - самому занять место Главного негодяя. В зависимости от действий игрока его близость к светлой или темной "стороне силы" показывается на специальном счетчике.
Эта игра удачно совместила романтический антураж "Звездных войн" и лучшие наработки индустрии интерактивных компьютерных развлечений. Поэтому титул игры года "Рыцари старой республики" получили вполне заслуженно. Более того - это первый по-настоящему успешный пример переноса торговой марки с экрана кинозала на компьютерный монитор. Скажем, с "Матрицей" это не вышло.
В наше время популярен скорее обратный процесс: снимать фильмы по мотивам успешных игр. Вспомним, например, Лару Крофт или "Обитель зла". Но случаи, когда и оригинал, и проекция одинаково удачны, можно пересчитать по пальцам. Профессиональные разработчики компьютерных игр говорят, что дело в разной динамике: фильм длится полтора часа, а сюжет игры - десятки часов. Может быть поэтому проще строить игры именно по мотивам книг. Скажем, на книги Фрэнка Герберта опирались полузабытые компьютерные игры "Дюна" и "Дюна-2". Одноименный фильм тоже существовал, хотя и не очень удачный.
Итак, "Звездные войны" - лучшие. Теперь дело за конкурирующей сагой: удастся ли сделать первоклассную компьютерную игру по мотивам "Властелина колец"? Пока успешна лишь одноименная настольная карточная игра. Она построена по лицензии создателей фильма и использует в оформлении кадры, не вошедшие в финальную версию киноленты.