Среди дрейфующих в сети Ноевых ковчегов были те, кто брал к себе на борт авторов после предварительного отбора, но всегда оставались и такие, которые не различали званых и избранных. "Вавилон", "Стихия", "Проза. Ру", тут же и "Поэзия.Ру", "Современная литература с Вячеславом Курицыным" - сегодня известны любому пользователю Сети. Вполне естественно, что вскоре появились и внутрисетевые литературные конкурсы - самыми известными из которых стали "Тенета", ежегодно отмечающие победителей по нескольким номинациям.
Последствия союза Интернета и художественной литературы поначалу были чисто эстетическими - изменился статус печатного слова. От слова уже не требовалось прежней основательности, и ответственность за него ложилась не на редактора, не на издателя, но исключительно на автора, часто тоже безымянного, скрывшегося за сетевой "кличкой". И в Интернет хлынули потоки порнографических и других недушеполезных текстов, начиненных ненормативной лексикой. А потому долгое время в окололитературной публике бытовало вполне несправедливое убеждение: литературные сайты - прибежище графоманов, выражаясь грубее - "сливной бачок". Но постепенно дело стало меняться. Многие сайты поставили фильтры и потребовали, чтобы авторы выражались скромней. А число текстов в Сети все росло и росло, и не обращать на них внимания стало, наконец, невозможно.
Настоящий прорыв свершился в 2000 году, когда "толстый" журнал "Новый мир" начал публикацию обзоров сетевой литературы, которые писал и иногда пишет до сих пор критик Сергей Костырко. Авторитетный журнал, который как будто не должен был удостоить интернет-литературу даже взглядом, признал ее право на существование, согласился с тем, что и в виртуале вершится литературный процесс. Более того, многие авторы пришли к нам именно из виртуала - это и Алексей Смирнов, недавно выпустивший в "Амфоре" книгу, стремительно набирающую популярность, "Лето никогда", это и, не к ночи будь помянута, Ирина Денежкина, это и молодой писатель, вошедший в большую литературу несколько лет назад, автор повестей "Фокс Малдер похож на свинью" и "Жажда", лауреат вполне несетевой "григорьевки", Андрей Геласимов. От виртуала к реалу перекинулся вполне осязаемый крепкий мостик.
Сегодня стало очевидно и другое - пользователи Интернета - покупатели книг, которые реально могут повлиять на их продажу. Англоязычный сайт Аmazon, представляющий книжные новинки, давно уже начал публикацию читательских отзывов на книжки, которые ценятся не меньше откликов профессионалов. Ведь простых читателей невозможно заподозрить в ангажированности, а значит, и доверия им больше, да и выражаются они не на профессиональном птичьем, а на разговорном, легком для восприятия языке. В итоге мнение пользователей сайта - четкий слепок общественного мнения, и потому данные на Amazon ревниво просматривают и издатели, и авторы. Подобную практику начал усваивать и крупнейший русский электронный магазин в Сети - Оzon, торгующий книгами, а также видео- и музпродукцией. Ozon публикует не только краткие сведения о книге, но и рецензии на нее, интервью с авторами, последние литературные новости и рейтинги, основанные на читательском голосовании. Словом, продукт обрастает несколько модернизированной и не такой лобовой рекламой.
Итак, Интернет становится стартовой площадкой для многих начинающих авторов, спасая таланты от забвения, а также рычагом влияния на книжном рынке. И хотя авторитетный среди пользователей Сети автор чаще всего не известен читателям бумажных текстов, сегодня его шансы выйти к широкому читателю несоизмеримо выше, чем несколько лет назад.
Андрей Геласимов, писатель:
- Интернет, несомненно, сыграл в моей писательской жизни определенную роль, поскольку свои первые тексты я выставил именно там. Но это скорее биографический аспект, чем карьерный. Реальному продвижению на книжный рынок литературные сайты, как мне кажется, способствуют мало. Аудитория их замкнута как в реальном, так и в виртуальном пространстве и зачастую имеет весьма странные представления о литературе. Впрочем, ровно то же самое можно сказать и о современной бумажной публике, а также об академическом мире литературоведения. Все эти три сообщества действительно крайне замкнуты и повернуты к читателю если не спиной, то как-то уж совсем полубоком. Так что виртуальное пространство или не виртуальное - это не важно. Хотя в случае с книгой, разумеется, существует еще и тактильный момент. То есть книга помимо текста представляет собой материальный объект. И каждый из нас, полюбив текст, невольно переносит свою симпатию на этот самый объект. Я имею в виду, что "Войну и мир" в руки брать всегда приятно. Я, например, даже слегка волнуюсь. Когда открываешь файл, таких чувств пока не испытываешь. Если только это не письмо от любимой женщины.