Финал конкурса "Лучшие школы России-2004"

Лауреаты получат компьютеры, спортивный инвентарь и денежные гранты. Если "Учителям года" вручается хрустальный пеликан - символ самопожертвования учителя, то представителям лучших школ подарят серебряные колокольчики.

"Незабудька" для партнера

Одна из школ, претендующих на всероссийское лидерство, - лицей-интернат "Великий Новгород". Школа государственная, муниципальная. Треть детей - из сел, живут в школьном общежитии.

Здесь много такого, чего не увидишь в других школах. Например, нет дневников. Вместо них - тетради для личных записей под смешным названием "Незабудька", дизайн которых разработали сами дети. Каждую страничку открывает афоризм вроде "Лицеист однажды - лицеист навсегда" или "Белую полосу в жизни замечаешь, когда начинается черная". Но традиционных оценок красной ручкой в них вы не найдете.

Отсутствует и гроза многих поколений школяров - классный журнал. В результате дети не боятся оценок, а у педагогов не возникает искушения посмотреть, как успевают лицеисты по другим предметам. На уроках вместо обычных ответов у доски - свободная дискуссия на заданную тему.

Ребят учат говорить развернуто, аргументировать свою точку зрения. Вот на уроке заходит речь о социологическом опросе, который ребята будут проводить на улицах города. Как разговорить незнакомого прохожего? По мнению учителя, достаточно привести такой аргумент: дескать, от вашего мнения зависит многое. Но девятиклассник не согласен: "Нельзя так давить.Человек может замкнуться и вообще ничего не скажет".

Преподаватель в итоге соглашается. Здесь вообще поощряется свобода ученической мысли. Однако такая свобода вовсе не отменяет ответственности. Баллы, которые лицеисты показывают на экзаменах, - одни из самых высоких в области. Многие ребята побеждают на предметных олимпиадах, а на ЕГЭ набирают наивысший результат.

Когда я поинтересовалась, что для педагогической команды самое дорогое в их опыте, то услышала: "Это наши партнеры". Директор лицея Елена Филиппова рассказывает, что проекты в области социального партнерства возникли в лицее еще в начале 90-х. Тогда собрались учителя-энтузиасты и решили основать принципиально новое учебное заведение. Идей была масса. Договорились, например, что у нас будет детское самоуправление: лицейская дума, малый круг (в общежитии) и большой круг (в лицее). Объявили конкурс педагогов. Так, учительница русского языка и литературы Татьяна Ивановна Волковинская приехала из Литвы и вот уже одиннадцатый год работает в лицее. Ее ученики принимают участие в многочисленных олимпиадах, пишут блестящие работы.

Решили собрать не только учителей "самых-самых", но и наиболее способных ребят со всех районов Новгородской области. Желающих в первый же год оказалось намного больше, чем мест в лицее.

- Нам говорили, что мы снимаем сливки. Но это не так. В принципе не мы выбираем, а выбирают нас, - считает Елена Федоровна.

Выбирают ученики и их семьи - первые и главные партнеры лицея. Во многих сельских школах открылись классы-спутники, которым близки идеи лицея. Партнеры за рубежом по различным международным проектам постоянно отслеживают качество обучения, присылают своих педагогов-ассистентов. Жером Ландрие, например, приезжает уже третий год, учит ребят французскому, а после занятий гоняет с ними в футбол, зимой ходит в лыжные походы.

- Для нас социальное партнерство - это емкое понятие, - считает Елена Филиппова. - Это не значит, что мы думаем одинаково, нет, мы можем и спорить до хрипоты. Но в главном - в понимании того, как нужно организовывать работу с детьми, совпадаем.

А вот к тому, могут ли партнеры вмешиваться в учебный процесс, у преподавателей отношение однозначное: "Мы стремимся сохранить независимость, чтобы иметь право профессионально влиять на ситуацию в лицее", - говорит Елена Федоровна.

Кстати, любопытная деталь. В лицее учатся не только ребята из окрестных сел и деревень, но и дети местной политической и бизнес-элиты. А это говорит о многом.

В классе только девочки

В рязанской школе N 51 переполох: приехало центральное телевидение. Ученики сидят в отглаженных костюмах, учителя нервничают, поправляют прически. Оно и понятно: школа попала в число конкурсантов-финалистов.

Номинация "Школа социального партнерства" для нее не случайна. Кроме общеобразовательной, в рязанский учебный комплекс входят школа искусств, два детских садика и детский дом. Налажена система подготовки дошколят к школе, проходят интегрированные уроки, на которых учителя-предметники работают вместе с преподавателями школы искусств. Но главная особенность школы - раздельное обучение мальчиков и девочек.

- Раздельное обучение сейчас становится все более популярным. В вашей школе это тоже модная тенденция? - спрашиваю у психолога Ольги Яковлевой.

- Отдельные классы появились у нас в 1992 году, - говорит Ольга Сергеевна. - И о моде мы тогда не думали. Дело в том, что как раз в это время к нам в школу пришли не очень благополучные дети, чье поведение настораживало. Особенно беспокоили девочки, которые вели себя развязно. По просьбе родителей мы решились на этот эксперимент, который вот уже более десяти лет проходит успешно. И это при том, что в школе существуют и общие классы, где мальчики и девочки учатся вместе.

Недавно в школе проводилось исследование, и специалисты обнаружили, что в раздельных классах уровень так называемой "детской тревожности" намного ниже, чем в смешанных. Да и успеваемость повыше. Почему? У ребят появляется обостренное чувство ответственности. Особенно у мальчиков: за спину одноклассниц-активисток, которые постоянно тянут руку, уже не спрячешься. А вот девочки из раздельных классов отличаются своей аккуратностью, внимательностью к себе и другим.

- Каждую субботу мы устраиваем для ребят игру "Вместе лучше?", - рассказывает Ольга Яковлева. - Суть ее в том, что мальчики и девочки, населяющие "разные планеты", готовятся принимать гостей-"пришельцев". Участвуют все, включая детей из "общих" классов. Удивительно, но именно здесь стала заметной любопытная тенденция. В раздельных классах ребята в конце концов стремятся жить на одной планете, им хочется быть вместе. А вот мальчишки из смешанных классов часто ни за что не хотят пускать девчонок на свою территорию и вместо приветствий рисуют на плакатах монстров.

Поразили малыши из третьего мальчикового класса. Они подошли к нам и сказали: "А давайте мы девочек на нашу планету на руках внесем!"

Вредный совет от Остера

Далеко не каждая школа в российской глубинке может похвастаться автографом первой леди России. А вот в школе N 61 районного города Узловая Тульской области он есть.

Именно она победила в прошлом году на конкурсе "БиблиОбраз", который патронировала Людмила Путина. Другой предмет гордости - "вредный совет" Григория Остера, сочиненный "эксклюзивно" для узловских ребят: "Смело погрузись в мир знаний. Через десять лет на берег выходи, как гусь - сухой". Чем не начало для летописи? А ведь у этой школы много и других заслуг. Пап и мам, которые отдают в нее своих малышей, не смущают ни расстояния, ни перегруженность классов. Они едут в Узловую за многие километры.

Чем же привлекает школа? В первую очередь своими педагогами. Например, преподавательский стаж учителя физики Эмилии Петровны Дорошиной уже - 43 года. В ее трудовой книжке единственная запись: учитель средней школы N 61. Около 80 процентов выпускников легко поступают в вузы и колледжи.

Сделать так, чтобы о школе узнали далеко за пределами области, молодому директору Эдуарду Фролову удалось, по его словам, благодаря Интернету.

-У нас восемь компьютеров,- распахивая дверь кабинета информатики, поясняет директор. - Обучаем на них со второго класса. Многие уже через три-четыре года создают свои странички в Интернете. Одним из лучших считается сайт шестиклассницы Марины Чижовой. Многие даже не верят, что автор сайта - школьница из заштатного городка.

Плодом коллективного творчества стали "Страницы истории 61-й школы", на которых рассказывается не только о самом учебном заведении, но и об истории города, знаменитых земляках.

На всероссийском конкурсе "Лучшая школа России - 2004" в номинации "Школа современных образовательных технологий" узловчанам предстоит побороться с информационным лицеем из Хабаровска и Челябинской школой N 89, разрабатывающей модели электронных учебников.

 

Мнения

Николай Никандров, президент Российской академии обоазования:

- К нам в академию часто обращаются с просьбой оценить качество образования в той или иной школе, не очень полагаясь на публикуемые в прессе рейтинги. Они составляются скорее по формальным показателям. Собственно, о качестве образования по ним судить очень трудно.

Самые дорогие школы находятся, конечно, в Москве. Но на этом конкурсе представлена лишь одна столичная школа. Есть масса небогатых школ, которые ухитряются радовать педагогическими инновациями. Таким образом,деньги и качество не всегда совмещаются.

Теперь уже ясно, что лучшие российские школы - инновационные. Такие экспериментальные площадки стали значимым фактором развития образования в России. Хотя еще десять лет назад я сам относился к ним с известной долей скептицизма. В них часто рождается то, что в другие приходит значительно позднее, и, может быть, вообще никогда не родилось бы в традиционных инновационных местах - Академии образования, исследовательских институтах.

Евгений Ямбург, директор московского центра образования N109:

- Нынешняя правовая и экономическая ситуация не способствует смелым экспериментам на ниве образования. В результате вариативность образования, которая была реальностью в 90-х годах, постепенно сокращается. В этой связи роль инновационных школ сегодня, конечно, особая.

Чрезвычайно важно, что такие школы - с лица необщим выраженьем - выжили. У них есть и свое профессиональное сообщество: многие из них входят в образовательную сеть "Эврика". Но меня смущает, что возникает все меньше новых экспериментальных площадок. Я пофамильно знаю директоров инновационных школ - настолько узок их круг.

Школа, конечно, неистребима как культура. Учителей можно вытравить только дустом! На конкурсах я вижу столько блистательных уроков, от которых у меня на сердце становится тепло и радостно. Однако, на мой взгляд, бессовестно бесконечно эксплуатировать энтузиазм школьных учителей.

Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики:

- Очень интересные процессы идут в школьном образовании в Новгородской и Самарской областях, в Красноярском крае. Во многих школах устраивают образовательные игры. Я думаю, что за ними - будущее.

Старые методики больше не работают, надо переходить к игровому образованию. Профессор Кавтарадзе, например, предложил школьникам такую игру: провести дороги по европейской части России так, чтобы не прерывались пути миграции животных. Александр Рывкин в московском центре образования "Измайлово" устраивает великолепные игры,участвовать в которых для детей - одно удовольствие.