В итальянской ретроспективе канала "Культура" сегодня "Идентификация женщины" *** (21.55), фильм Микеланджело Антониони. Знаменитый режиссер прошел долгую дорогу от неореализма и увлечения советской киношколой Эйзенштейна и Пудовкина до беспощадного психологического анализа человека, который чувствует себя одиноким в толпе, "отчужденным" даже от близких ему людей ("Приключение", "Ночь"). Он один из первых научил кинематограф
видеть мир через призму душевного состояния своих героев, его называли певцом некоммуникабельности. К 80-м годам лучшие времена для итальянского кинематографа были уже позади, его гении старели и уходили из жизни, взамен приходили режиссеры совсем иного калибра, национальное кино уже не могло конкурировать с американскими блокбастерами. Это лишало оптимизма и энергии последних из могикан. Фильм "Идентификация женщины" снят в 1982 году и несет явственный отпечаток этой всеобщей ипохондрии. Зато в нем
есть несвойственная Антониони эстетическая отточенность, детальная живописная проработка обстановки, окружающей героя, - режиссера Никколо Фарра, переживающего "кризис среднего возраста". От скуки он ухлестывает сразу за двумя женщинами - Идой и Мави. Его почти гротескная фигура контрастирует с очень серьезно показанными женскими образами. "Хотя фильм и объективен, - объясняет Антониони, - но в нем все как бы увидено глазами героя. И его взгляд на мир очень напоминает мой собственный. Я тоже
отношусь к женщинам очень серьезно, вот почему почти все мои фильмы рассказывают о них. И еще, может быть, потому, что их я знаю лучше, чем мужчин". Играют Томас Милиан, Кристин Буассон, Даниэла Сильверио. Снято на натуре Рима и Венеции.
"Шестнадцать свечей" *** (СТС, 21.00) - довольно смешная и милая комедия о девочке Саманте, которая уже чувствует себя вполне готовой к любви и грезит о близкой встрече с принцем. А пока замуж идет ее старшая сестра, и в суматохе предстоящей свадьбы никто не вспомнил о том, что сегодня Саманте стукнуло шестнадцать. Все происходящее в картине увидено ее глазами. Типичный молодежный фильм в стиле 60-х со всеми положенными прибамбасами. Много симпатичных актерских работ. Поставил картину молодой режиссер и драматург Джон Хьюз в 1994 году.
"Комедия строгого режима" *** (НТВ, 12.30). Эксцентриада на "гулаговский" сюжет Сергея Довлатова. Руководство колонии проводит интенсивную культурную работу среди заключенных. К столетию вождя мирового пролетариата решено поставить пьесу о Ленине, о том, как Ильич мобилизовал трудящихся на революционные действия. Главная роль поручена наиболее сообразительному. Он уже научился совать большие пальцы за отворот пиджака - как Ленин. И теперь учится действовать как Ленин. "Наш паровоз" уносит распалившихся артистов вдаль из колонии - "в коммуне остановка". Играют Виктор Сухоруков, Иван Криворучко, Надежда Жарикова. Режиссеры - Владимир Студенников и Михаил Григорьев. 1992.