Цель визита Госсекретаря в Калининградскую область - обсуждение с губернатором Владимиром Егоровым серьезного инвестиционного проекта - строительство зернового терминала на территории Калининградской области, а также поставок калининградскими рыбаками рыбы в Беларусь, участия местных производителей в реализации программы "Союзный телевизор". На встрече с В. Егоровым были затронуты также вопросы взаимовыгодного использования портового и рыбохозяйственного комплексов и сотрудничества Калининградской области и регионов Беларуси в сфере производства.
Напомним, что в последние три года товарооборот между областью и Беларусью имеет положительную динамику - так, в прошлом году он вырос более чем на 26 процентов. Востребованы в экономике Калининградской области поставки строительных материалов из соседней республики. Одним из важных аспектов сотрудничества является все более широкое участие белорусских организаций в оказании строительных услуг. Специалисты из Беларуси возводят объекты газификации на территории области, ТЭЦ-2, участвуют в промышленном, жилищном строительстве. В обмен на белорусский лес калининградцы поставляют партнерам целлюлозу.
В ходе встречи П. Бородин и В. Егоров согласились, что необходимо активизировать участие - в том числе и финансовое - Союзного государства в развитии калининградских портов. Ведь именно здесь находится единственный в Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на Балтийском море. Проходящие по территории области транспортные коммуникации связывают Россию и страны Западной Европы самым кратчайшим путем. Такое геополитическое положение создает предпосылки для развития региона в качестве крупного транспортного узла Союзного государства. К тому же на территории Калининградской области проживает более 100 тысяч белорусов, что составляет примерно 10 процентов от общего количества населения этого самого западного российского края.
Досье "СОЮЗа"
Для России и Беларуси калининградские порты являются основными западными морскими воротами: по сравнению с санкт-петербургским портом расстояние по морю до западноевропейских портов из Калининграда короче на 400 морских миль. Потенциал же калининградского транспортного комплекса гораздо больше того оборота грузов, который он сегодня обслуживает. Поэтому вопрос о повышении эффективности использования мощностей морского и речного портов Калининградской области уже рассматривался на заседаниях Совета Министров Союзного государства. Одной из новых перспективных совместных российско-белорусских программ является программа "Развитие портового комплекса Калининградской области". Планируется, в частности, модернизировать терминал для перевалки калийных удобрений, в том числе белорусских, в городе Балтийске. Это позволит увеличить грузоподъемность обрабатываемых судов до 30 тысяч тонн, что в свою очередь ускорит оборачиваемость железнодорожных вагонов, уменьшит затраты на транспортировку.