Тем не менее периодически продолжают поступать сигналы о том, что к российским грузоперевозчикам на белорусской таможне по-прежнему относятся предвзято: мол, придираются к мельчайшим огрехам в документации, вмешиваются в вопросы, относящиеся к исключительной компетенции российских контролирующих органов, и т. д. В результате чего суды конфискуют грузы и транспорт на огромные суммы денег. У белорусской таможни существует на этот счет свое видение проблемы. Им поделился с корреспондентом "СОЮЗа" заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гошин.
По его словам, никаких "военных действий" против российских грузоперевозчиков белорусская таможня не ведет. А причиной недовольства некоторых экспедиторов может быть то, что в последние годы на белорусской границе ужесточен контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Но вовсе не для "пополнения государственной казны". Примерно 25 миллионов долларов, поступивших в белорусский бюджет в прошлом году от конфиската, - это менее двух процентов от общей суммы таможенных платежей. Контроль был усилен в связи с тем, что в 2000 году в Беларуси было зафиксировано 1400 случаев, когда транспортные средства пересекали границу, но не прибывали в таможню назначения. В результате сумма недоплаченных таможенных платежей превысила 15 миллионов долларов, а Международная ассоциация автомобильных перевозчиков указала белорусской стороне на недостаточную активность в пресечении нарушений таможенного законодательства. Принятые же белорусской таможней дополнительные меры контроля привели в том числе и к тому, что в прошлом году было всего около 60 недоставок товара, из них на территории Беларуси - 6.
Когда груз не доходит до таможни назначения, от этого страдает не только бюджет Беларуси или России, но и добросовестные импортеры, а нечестные, наоборот, получают сверхприбыли. Ведь грузоперевозки - это гигантская индустрия с большим финансовым оборотом. В среднем стоимость товара, перемещаемого в транспортном средстве, составляет от 20 до 100 тысяч долларов, а иногда она может достигать и 500 тысяч долларов. То есть цена вопроса очень велика.
Упреки в том, что российские грузоперевозчики подвергаются особому контролю со стороны белорусской таможни, по мнению Владимира Гошина, необоснованны. В прошлом году доля россиян в транзитных перевозках через Беларусь составила 34 процента, белорусов - 26, поляков - 19. Если россияне больше других ездят, то логично, что их чаще на таможне и досматривают.
В прошлом году таможней было остановлено для контроля 4802 поставки. Это составило 1,4 процента от общего количества партий товара, перемещенных через границу Беларуси. В 40 процентах случаев были выявлены различные правонарушения. Самые распространенные из них - лишний товар, не указанный в товаросопроводительных документах, поставка товара в адрес так называемых фирм-однодневок или по поддельным документам и т. д. То есть нельзя говорить, что машины проверялись по каким-то надуманным причинам или просто потому, что какая-то из них не понравилась таможенному инспектору. А для того, чтобы сделать работу таможенников еще более целенаправленной, сейчас начинает внедряться система анализа рисков (пока, правда, лишь отдельные ее элементы). Она позволит, в частности, ориентировать таможенных инспекторов на то, грузы каких фирм или перевозчиков подлежат особо тщательному контролю.
Конечно, наивно было бы утверждать, что в своей практике таможенники не допускают ошибок. Но с нарушителями разбираются бескомпромиссно и жестко наказывают. Если совершено должностное правонарушение, то вмешиваются служба собственной безопасности ГТК и прокуратура. Как это случилось в Брестской области, где прокуратура возбудила несколько уголовных дел в отношении именно тех таможенников, которые под предлогом борьбы с правонарушениями задерживали на длительное время грузы без достаточных на то оснований. Другое дело, что система контроля грузоперевозок на границе нуждается в постоянном совершенствовании. И эта работа проводится. Сейчас, например, в ГТК Беларуси подготовлен и в ближайшее время начнет действовать нормативный акт о добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности. Он предусматривает, в частности, упрощенный порядок прохождения таможни для того субъекта хозяйственной деятельности, который работает на рынке не менее 3 лет, не имеет нарушений таможенного законодательства, задолженности по налоговым и таможенным платежам, имеет устойчивое финансовое положение, которое соответствует установленным критериям.