По частоте упоминаний в выступлениях высших государственных чиновников и экономистов слово "конкурентоспособность" затмило все остальные. Оно написано на знамени модернизации, оно стало любимым сюжетом слайдовых презентаций, ему посвящаются научные конференции.
Экономическая идеология власти с самого начала формирования нового кабинета министров выстраивалась на идее конкурентоспособности - работников, предприятий, страны. Еще при назначении на должность премьер Михаил Фрадков предположил, что идея конкурентоспособности объединит Правительство, парламент и бизнес. Затем глава кабинета основал Комиссию по конкурентоспособности. Потом, присмотревшись к происходящим процессам, пришел к выводу, что это понятие - родственное духу предпринимательства, и сформировал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, который сам же и возглавил.
В апреле по случайному, но вполне символичному совпадению одна из самых престижных годовых научных конференций, организуемая Высшей школой экономики при поддержке Всемирного банка и МВФ, прошла под знаком все той же идеи, поскольку называлась "Конкурентоспособность и модернизация экономики". Доклады Германа Грефа, Евгения Ясина, Ярослава Кузьминова были из числа самых содержательных и подробно разбирали суть явления.
Буквально в один и тот же день Президент в Липецке и министр экономического развития и торговли в Москве в разных контекстах вспоминают о прорывной идее. "Наша цель - создание эффективной конкурентоспособной современной экономики", - говорит Владимир Путин. "Поэтапное сокращение избыточной части госсектора... создает условия для появления конкурентоспособности российской экономики", - констатирует Греф на заседании Правительства.
Лозунг момента сформулирован. Золотой ключик, открывающий потайную дверь, ведущую к быстрому и качественному росту, найден.
Сама по себе идея, разумеется, не нова - просто она соответствует нынешнему, структурному этапу реформирования экономики, когда, говоря в социалистических терминах, "качество" важнее "вала".
Собственно, реформы как переход от одного типа экономики к другому закончены, теперь естественным образом наступает этап развития, на котором способность на шаг опережать конкурента - вне России и внутри нее - становится главным двигателем роста.
Еще в начале 1990-х идея конкурентоспособности в несколько скорректированном виде присутствовала в теории "точек роста", которую пытались применить на практике.
В тогдашнем Правительстве даже среди единомышленников шли яростные дискуссии по поводу возможности акцентированной поддержки этих "точек". Но реформаторов подстерегала ловушка, в которую могут легко попасть и нынешние сторонники развития конкурентоспособности.
В то время у государства не хватило ни сил, ни финансовых ресурсов, ни институтов, чтобы реально выращивать и пестовать "точки роста". К тому же выяснилось, что их невозможно "назначить" - если что растет, то растет само, не "благодаря", а "вопреки". Это тем более справедливо для постиндустриальной экономики, где вообще невозможно предсказать, что начнет прорастать невиданными темпами уже года через два: государство будет поддерживать одно, а богатый урожай даст совсем другая "культура".
Невозможно "назначить" конкурентоспособные предприятия и отрасли в результате торга на административном "базаре". Они могут стать конкурентоспособными именно что в силу своей "способности к конкуренции", а не благодаря лоббистским талантам или прямолинейной господдержке. Единственное и главное, что может и должно сделать государство, - создать благоприятную среду для "выращивания" конкурентных преимуществ людей, предприятий, отраслей для того, чтобы вырваться из границ вечного догоняющего развития (от "Догнать и перегнать Америку!" до "Догнать Португалию!").
С каким набором идей мы имеем дело?
Евгений Ясин говорит о внешней конкурентоспособности (по сути - глобальной, позволяющей конкурировать в мире, а не только в стране) и внутренней. Конкурентоспособности по ресурсам, конкурентоспособности институтов и людей, товаров и услуг. Проблема не только в предпринимательском "драйве", но и в экономической культуре, в том, что институты, поддерживающие экономику, должны быть продуктивными. Для этого формальные и неформальные институты российской экономики - законодательство, традиции и нормы поведения и распоряжения властью, степень свободы, защищенность собственности - должны соответствовать современным мировым требованиям конкуренции.
Герман Греф рассуждает о двух типах конкурентоспособности предприятия. По издержкам - за счет сдерживания зарплат, конкуренции в сегменте низкокачественных товаров и по качеству - за счет создания новых рынков и поддержания высоких потребительских свойств производимых продуктов. Мы вольны выбирать любой. Какой лучше - понятно.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обращает внимание на важность индивидуальной конкурентоспособности, достигаемой благодаря образованию. Но не тому, которое вполне соответствует задачам конкурентоспособности по издержкам, а тому, которое адекватно новой экономике. То есть по сути дела речь идет о реформе образования, позволяющей сформировать новые профессиональные элиты, запустить механизмы так называемого "социального перемешивания", когда шансы на поступление в качественный вуз у таланта из Урюпинска и отпрыска олигарха - абсолютно равные.
Итог: конкурентоспособность невозможна без реализации ряда реформ, которые изменят структуру экономики, качество "человеческого капитала", экономическую культуру и институты, защищающие свободу предпринимательства и незыблемость права собственности.
Защищенная собственность и конкурентоспособность - связанные вещи.
Дело в том, что стремление перераспределить собственность и доказать несправедливость приватизации - это свойство сырьевой модели экономики. Как только ее структура становится нормальной, как только экономика перестает быть рентной и дармовые деньги исчезают - пропадает охота делить собственность до бесконечности и грабить награбленное. В экономике, где побеждает самый продуктивный и образованный, а не тот, кто живет с природной ренты, перераспределять нечего. Не возникает и вопроса о справедливости: конкурентоспособный зарабатывает честно.
Волшебное слово и впрямь легко открывает дверь к росту и чуду. Только чтобы узнать пароль, надо основательно поработать.
Андрей
Колесников
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ