Напомним, что кабинет министров решил осуществить снижение единого социального налога путем установления для организаций - работодателей следующих ставок ЕСН: при величине выплат за год на одного работника до 300 тысяч рублей - 26 процентов, от 300 001 рубля до 600 тысяч рублей - 10 процентов, свыше 600 тысяч рублей - 2 процента. Пропорциональным образом изменяются налоговые ставки для тех категорий налогоплательщиков, которые в настоящее время уплачивают ЕСН по пониженным ставкам. Эти нормы предлагается ввести с 1 января 2005 года. В результате, как предполагалось, снизится фискальная нагрузка на промышленность, а зарплаты выйдут из тени, так как прятать их потеряет смысл.
Однако все оказалось гораздо сложнее. Причин тому несколько. Во-первых, в стране проводится пенсионная реформа, а единый социальный налог служит источником наполнения бюджета Пенсионного фонда.
А одновременно решить две задачи - увеличить доход пенсионеров и снизить налог, за счет которого выплачиваются пенсии, непросто.
Хотя, с точки зрения экспертов, это не выглядит нелогичным. Так, государственный советник налоговой службы 1-го ранга, президент палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник считает, что задачи снизить ЕСН и одновременно укрепить налоговую базу вовсе не кажутся взаимоисключающими. "Вспомним 2001 год. Снижение обложения с 39,5 до 35,6 процента дало видимый эффект", - говорит Дмитрий Черник, отмечая, что поступления ЕСН после этого выросли.
Вместе с тем собирать этот налог сложно. Как сообщил заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев, по уплате ЕСН в прошлом году МНС провело 199 тысяч проверок и нарушения находило в каждом четвертом случае.
Для того чтобы уравновесить снижение ставки и сохранить поступления, Минфин стремится перекрыть возможности для уклонения от неуплаты этого налога. В мае финансовое ведомство подготовит предложения о восстановлении единого социального налога для предприятий малого бизнеса. Об этом сообщил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Необходимость этой меры Минфин объясняет тем, что дробление бизнеса с целью не платить ЕСН стало самой популярной схемой минимизации налогообложения среди крупного и среднего бизнеса. Немногим ранее Сергея Шаталова об этой проблеме говорил и заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев.
Малый бизнес отнесся к предложению Минфина без понимания. По мнению предпринимателей, МНС не может подтвердить, что льготные режимы налогообложения для малого бизнеса используются в серых схемах. Кроме того, у МНС нет данных, сколько предпринимателей используют серые схемы для минимизации налогообложения, а сколько - для выживания. Кроме того, постоянное изменение правил игры не может пойти на пользу бизнесу. По словам председателя ОПОРы России Сергея Борисова, государство должно определиться, либо оно поддерживает малый бизнес, либо не поддерживает.
Теперь о законопроекте, который Госдума одобрила в пятницу. Он называется "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации". Этот законопроект усиливает рентную составляющую налогообложения нефтяных компаний и, по идее, должен обеспечить изъятие доходов, не зависящих от работы нефтедобывающих организаций, а связанных с высокими ценами на нефть. Предлагается изменить действующую шкалу экспортной пошлины на нефть, введя в нее дополнительный интервал при цене нефти от 20 до 25 долларов за баррель со ставкой в размере 45 процентов и установить при стоимости нефти свыше 25 долларов за баррель ставку экспортной пошлины в размере 65 процентов. При этом базовая ставка НДПИ по нефти увеличится с 347 до 400 рублей за тонну. В результате бюджет получит дополнительные доходы в размере 1,2 миллиарда рублей при условии, что нефть будет стоить 24 доллара и 2,6 миллиарда, если цена на углеводороды составит 27 долларов за баррель.
После принятия этого закона вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин отметил, что во всех развитых странах только 20 процентов сверхприбылей нефтяной отрасли остаются у предприятий, а остальные 80 процентов идут в доход государства. В России же сейчас это соотношение составляет 50 на 50. Этот перекос принятый закон и должен откорректировать.