Туфли от Yves Saint Laurent, инкрустированные драгоценностями, стоимостью 1000 фунтов, или от Hermes - с бриллиантовыми пряжками и ценниками, где значится: 55 000 фунтов, сумочки от Gucci ограниченного выпуска, вечерние платья, отороченные норкой и украшенные бисером от Versacе и Valentino. Это то, что любят носить богатые русские - не только в Москве, но и в Лондоне, и в Париже, и где бы они ни оказались.
Русский вкус принимает глобальные масштабы, причем не только потому, что российский бомонд пристрастился к путешествиям. Страсть русских ко всякой роскоши определяет работу самых крупных в мире марок модной одежды. Практически исключительно благодаря русским индустрия предметов роскоши спасается от экономического застоя - русские сегодня составляют одну из самых влиятельных потребительских групп в мире.
Еще каких-то пять лет назад казалось немыслимым, чтобы Louis Vuitton выпустил в продажу сумочку, украшенную настоящим золотом и бирюзой стоимостью в 13 000 фунтов (как та, что они изготовили для сезона весна/лето-2004). Но это было до периода расцвета олигархического шика, когда "стоимость не имеет значения" и ценится все самое редкое, красивое и дорогое.
В 1980-х двигателем индустрии моды стал любовный роман арабского мира с французским и итальянским гламуром, в 1990-х японская одержимость ярлыками вызвала бум индустрии роскоши (до сих пор у одной из трех японок имеется Louis Vuitton); теперь - очередь русских.
Им даже не надо приезжать в Лондон за последними модными новинками. В Москве открылись торговые дома Dior, Chanel, Celine, Valentino, Yves Saint Laurent, Gucci, самым последним был Burberry. И в отличие от сверкающих яркими красками, но пустых салонов в других странах развивающегося рынка - Китае или Индии - российские представительства этих модных домов процветают.
В 1994 году Versace первым из этого ряда открыл магазин в Москве - сейчас компания обязана московскому представительству 10 процентами своих доходов.
Что касается стиля, произошел значительный рывок от вопиющей безвкусицы начала 1990-х. Сегодня богатые посетители модных салонов в России очень хорошо проинформированы и разборчивы. Это они приходят в магазин со страницами, вырванными из журналов мод в поисках сумок ограниченного выпуска, купальных костюмов, которые являются нелегкой добычей, и хотят выглядеть, будто они только что с подиума.
"Я думаю, что русские клиенты становятся все более утонченными и, как следствие, более открытыми для всех модных тенденций, - говорит Джорджио Армани. - Мы продаем в Москве больше вечерних платьев, чем в любом другом городе мира".
Та же ситуация и у Yves Saint Laurent. "Они хотят нечто особенное, из ряда вон выходящее, - говорит один из представителей этого торгового дома. - Им нравятся яркие и блестящие вещи, а также все редкое, выпущенное ограниченным тиражом".
Наверное, русские изголодались по высокой моде и роскоши, но, по мнению дизайнера Антонио Берарди, чьи щедро украшенные наряды принесли ему огромный успех на российском рынке, кое-чего в России еще не усвоили. "Они не покупают базовые вещи, - говорит он. - Как бы подготовлены ни были русские потребители, некоторые вещи просто не поддаются переводу".