Рост затребовал кадры

По мнению президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, трудоизбыточные предприятия больше не могут выступать серьезным источником пополнения и перераспределения трудовых ресурсов. И в этом принципиальная новизна нынешнего момента, отмечали участники созданного при ТПП "Меркурия-клуба", где обсуждалась эта проблема.

В советские времена большая часть молодых рабочих приходила на заводы из ПТУ. Но ныне прежняя система подготовки кадров, как не отвечающая современным требованиям, разрушена, а новая, способная удовлетворять нужды рыночной экономики, не создана. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов привел на заседании такие данные: за 90-е годы количество учащихся в системе профтехобразования сократилось вдвое, а студентов, наоборот, настолько же увеличилось. В результате мы оказались на пороге серьезного кризиса - острейшей нехватки квалифицированных рабочих при одновременном переизбытке специалистов с высшим образованием.

К тому же учить молодых рабочих в профучилищах просто некому. По словам первого заместителя министра образования и науки Александра Киселева, дефицит наставников столь велик, что производственные мастера с третьим разрядом готовят рабочих четвертого. Заработки у преподавателей такие, что квалифицированные рабочие сюда не идут. Вопрос об увеличении зарплаты этой категории специалистов при формировании федерального бюджета в последние годы поднимался дважды, но предложения так и не были приняты.

Небезынтересно знать, и кого учат. В ходе специального опроса учащихся спрашивали: какие причины побудили школьников пойти в профтехучилища? Более 30 процентов ребят ответили, что оказались в училище только потому, что здесь кормят.

Подготовка квалифицированных рабочих предполагает тесную взаимосвязь первоначального профобразования с внутрифирменной стажировкой. Но на практике подобной системы нет. Почти забыты такие эффективные методы, как создание на предприятиях профильных технических училищ, институты наставничества. Ясно, что без активного участия самих предприятий, финансирования таких программ проблему с места не сдвинешь. Однако частный капитал предпочитает другие методы. Как только какое-то предприятие на свои средства подготавливает квалифицированный персонал, его старается перекупить другая компания.

Не на высоте и региональные власти. По словам Александра Киселева, сделанный в министерстве анализ показывает, что на многих территориях не ведется изучение рынков труда. Если сравнить ориентировки местных властей с выводами других исследований, то окажется, что кадровый прогноз местных администраций - обычная среднепотолочная "туфта".

Это тем более досадно, что главная проблема трудовых ресурсов ныне не столько количество, сколько качество кадров. Но о каком качестве можно всерьез говорить, если на рынке труда отсутствует информационный протокол - описание того, что такое квалифицированный труд в разрезе различных специальностей, нет профессиональных стандартов. А бывшее министерство труда долгое время отделывалось справочниками десятилетней давности, где о многих востребованных сегодня профессиях вы не найдете даже упоминания. Отсутствие профессиональных стандартов не позволяет разработать разумную государственную кадровую политику, хотя страна давно нуждается в ней. В Москве, например, после ликвидации фонда занятости масштабы профподготовки сокращены в несколько раз, а на переобучение одного безработного, по данным председателя комиссии по социально-трудовым отношениям Михаила Антонцева, выделяется 8 тысяч рублей на весь цикл. Бывшее же министерство труда долгое время попросту отбивалось от многих инициатив по развитию системы обучения и переобучения кадров. На одном из таких пpeдлoжeний бывший миниcтp собственноручно начертал: "Они что там - с ума посходили?"

Между тем ни о чем сверхъестественном речь не шла. Например, предлагалось создать в Интернете всероссийский банк вакансий, который бы содержал не только конкретные заявки о рабочих вакансиях, но и описывал бы условия жизни в регионе, социальные гарантии.

В 2003 году увеличение производства происходило на фоне относительного сокращения занятости, за счет повышения интенсивности труда. Если эта тенденция продолжится, то экономический рост может привести и к росту безработицы. Председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев полагает, что скорее всего этот процесс коснется специалистов среднего звена, которые прикипели к своим предприятиям и организациям и не желают никуда уходить. Этот контингент менее других адаптирован к рыночным условиям, к конкуренции на рынке труда. Другая категория, которая может лишиться работы, - бюджетники. Если возобладает подход о необходимости переложить бремя финансирования бюджетной сферы на субъекты Федерации, то это, не исключено, приведет к тому, что ради экономии те станут сокращать штаты, считает Исаев.

Сегодня государство не готово к возникновению подобной ситуации. Действующий Закон "О занятости населения", который был написан еще в самом начале 90-х годов, учитывал реалии того времени. Это Закон не о занятости населения, а о социальной поддержке безработных. Поэтому, утверждает Исаев, требуется еще один законодательный акт, формулирующий государственную политику в сфере занятости.

По всей вероятности, очень скоро мы столкнемся и с другой проблемой - заемного труда. Сейчас такая практика быстро распространяется по Европе. Суть ее в том, что многим компаниям требуются специалисты на ограниченный срок. Хотя эта система способствует снижению общего уровня безработицы, но для нас это путь, чреватый серьезными осложнениями, так как находится он вне законодательного поля России. Сегодня согласно Трудовому кодексу работодатель и наниматель - это одно лицо. При использовании заемного труда оно будет как бы распылено. Одна часть функций будет выполняться агентством, которое находит такого работника, а другая - той компанией, где он трудится. И решить возникающие трудовые конфликты будет сложнее, так как взаимоотношения сторон законодательно пока не урегулированы.