Строительные отношения РЖД

Например. Однажды в распоряжении журналистов редакции оказалось несколько документов на строительную тему, касающихся крупной, можно сказать даже крупнейшей российской компании РЖД (Российские железные дороги) и ряда фирм меньшего масштаба, среди которых встречается аббревиатура БСК - Балтийская строительная компания. Нет, нет, читатель, и речи быть не может о махинациях со стройматериалами, приписках или не к ночи помянутых пьяницах-прорабах. Обыкновенные рабочие документы, составленные, между прочим, без изысков современного свободного стиля, а строго по правилам давно минувших дней и проливающие свет на некоторые взаимоотношения, бытующие, как выясняется сегодня, в строительном бизнесе.

Конкретно. ОАО "РЖД" подготовило распоряжение, в констатирующей части которого звучат серьезные упреки в адрес БСК. "Проведенный анализ выполнения плана капитального строительства за два месяца текущего года показал, что железными дорогами и Дирекциями по строительству не достигнут установленный норматив освоения средств...

Невыполнение условий Соглашения между МПС России и ФПГ "БСК" об установлении отношений стратегического партнерства со стороны Балтийской строительной компании привело к тому, что между сторонами отсутствуют взаимопонимание и взаимовыгодные отношения: при наличии дебиторской задолженности на начало года по переходящим строительство стройкам 1543,4 миллиона рублей, уплате первого транша авансовых платежей в размере 10 процентов, погашения кредиторской задолженности за выполненные работы в 2003 году, генеральным подрядчиком ООО "Балтийская строительная компания - Главное управление" недопустимо медленными темпами ведутся работы на объектах капитального строительства. Так, на титулах электрификации участков Идель - Свирь выполнение плана строительно-монтажных работ БСК составляет на 1 марта текущего года только 3,3 процента, Сумской Посад - Маленга - 5,2 процента, развитие Санкт-Петербургского ж. д. узла - 3 процента, строительство Ладожского вокзала - 3,8 процента.

Из-за постоянной задолженности перед субподрядными организациями сорваны все сроки по гарантийным обязательствам БСК "Санкт-Петербург" по устранению недоделок по акту рабочей комиссии на объекте "Локомотивное депо Волховстрой-1". Провалены планы подрядных работ по реконструкции Сахалинской железной дороги с переводом на общесетевую ширину колеи, реконструкции вокзала на ст. Красноярск Красноярской железной дороги".

Комментировать цитируемое распоряжение и просто, и трудно одновременно. Во-первых, если в тексте "претензий" встречаются слова "провалены планы" и "сорваны все сроки", то ситуация действительно заслуживает пристального внимания. Пусть "сорваны сроки" не на самой главной стройке страны. Но возможно ли такое?! Ведь речь идет не о заштатном стройтресте, а о компании "БСК", известной на всю страну, - от Питера до Сахалина. Кто ж будет работать с компанией, которая "срывает" и "проваливает"?

Кстати, о Сахалине. В самом конце февраля сахалинские электронные средства массовой информации распространили несколько писем, статей и небольших заметок о работе БСК в регионе. Одна корреспонденция так и называлась "Балтийская строительная компания" лишилась подряда железнодорожников". Со ссылкой на пресс-конференцию президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева в ней сообщалось, что железнодорожники намерены заменить подрядчика, который осуществляет "перешивку" колеи Сахалинской железной дороги на существующий общероссийский стандарт. Данный подряд в 2003 году, как сообщали СМИ, получила БСК. На пресс-конференции прозвучало, что и администрация Сахалинской области, и сахалинские бизнесмены отмечают, что БСК плохо справляется с вверенными ей подрядами как по "перешивке" колеи СахЖД, так и по реконструкции автомобильной трассы с севера на юг острова в рамках проектов сахалинского шельфа. Работы существенно затягиваются. На пресс-конференции была также выказана мысль о том, что БСК, возможно, будет лишена подряда по "перешивке" дороги и в ближайшее время на конкурсной основе РЖД отберет новых подрядчиков, которых рекомендует администрация Сахалинской области.

Возможно, это был один из первых "звонков" для БСК. Конференция состоялась 19 февраля. Примерно двумя неделями позже в уже упомянутом распоряжении главы ОАО "РЖД" было сказано: "Ведение Балтийской строительной компанией в 2003 году системы заключения всех договоров подряда и финансирования через ООО "БСК(ГУ)" значительно осложнило и ухудшило финансирование выполняемых работ на объектах. Финансовые средства своевременно и в полном объеме перечисляются Дирекциям на счета ООО "БСК(ГУ)", но зачастую используются не по назначению, отвлекаются на другие цели и до исполнителей работ доходят с большими задержками и не в полном объеме".

Весьма строго и показательно в этой связи прописан в "Распоряжении" пункт N 2. В нем говорится: "Соглашение между Министерством путей сообщения Российской Федерации и Финансово-промышленной группой "Балтийская строительная компания" об установлении долгосрочных взаимовыгодных отношений стратегического партнерства в связи с реформированием МПС России и образованием ОАО "РЖД" считать утратившим силу".

Не будем заострять внимание на "пункте N 2" - ведь любое соглашение, в конце концов, можно снова заключить, признав ошибки и изменив - чуть-чуть - условия. Вспомним предыдущий тезис о том, что "средства отвлекаются на другие цели, доходят не в полном объеме и с большими задержками". Что это? Случайность? Кто-то ненароком послал миллионы не на тот счет и не с той целью? Допустим. Но вот еще один документ: "Протокол совещания в Департаменте капитального строительства ОАО "РЖД". Один из главных пунктов Протокола посвящен задолженности БСК(ГУ). Дебиторская задолженность составляет 1539,2 миллиона рублей, сообщается в документе, а кредиторская - 298,3 миллиона рублей. Такой баланс расценивается как "достаточность денежных средств", но при этом "расчеты с субподрядными организациями не произведены". По строительству Ладожского вокзала долг составляет около 300 миллионов рублей, электрификации участка Сумской Посад - Маленга - 51,6 миллиона рублей, реконструкции и капитальному ремонту ИССО - около 400 миллионов, за поставки продукции и оборудования различным поставщикам - около 230 миллионов. "Субподрядные организации, как сказано в Протоколе, остановили работы на важнейших объектах из-за отсутствия средств на зарплату, материалы".

Вот такая сложилась ситуация весной нынешнего високосного года на объектах, где генеральным подрядчиком работ оказалась - по разным причинам и обстоятельствам - Финансово-промышленная группа "БСК". Характеризовать ситуацию как катастрофическую, непоправимую и требующую серьезных оргвыводов, никто не собирается. Скорее всего, что менеджмент и ОАО "РЖД" и ФПГ "БСК" активно ищет и, скорее всего, уже нашел выход из положения. Просто настораживает факт сбоев в работе не маленькой фирмы по возведению торговых прилавков, а крупнейшей строительной компании национального масштаба. Субподрядчики не получают зарплату, а БСК хранит молчание. Стоят работы на важных объектах, а балтийские строители демонстрируют эталон спокойствия. Сменим генподрядчика! - угрожают сахалинские железнодорожники. А в ответ - тишина.

Один известный питерский бард как-то сказал по другому поводу, правда, очень кстати: "Что-то здесь не так!"