30 апреля, пятница
"Без лица" *** (СТС, 21.00). Лихо скроенный фантастический боевик: герою Джона Траволты, агенту ФБР, хирурги перекраивают лицо по образу и подобию навек уснувшего террориста Троя, отчего он становится похож на Николаса Кейджа. Тем временем Трой очнулся от комы и сбежал из тюрьмы, так что предстоят душераздирающие коллизии. Картину сделал бывший гонконгский режиссер Джон Ву, который теперь в Голливуде и там прославился фильмом "Миссия невыполнима-2". 1997.
1 мая, суббота
"Колыбель будет качаться" *** ("Культура", 21.40). Многие наши рыночники уверены, что государственные дотации культурным учреждениям - пережиток советских времен. Интересно, что они скажут, посмотрев фильм Тима Роббинса о том, как в трудные для США 30-е годы деятели Бродвея боролись за сохранение федеральной поддержки для театров, выходили на улицы, ставили пропагандистские пьесы, бастовали и добивались своего. Политическая по смыслу, эта картина интеллигентна по духу и очень остроумна. Среди ее героев - великий режиссер Орсон Уэллс, который ставит левацкий мюзикл "Колыбель будет качаться", Рокфеллер, заказывающий мексиканскому художнику-коммунисту Диего Ривере панно своего Рокфеллер-центра, любовница Муссолини, которая распродает Херсту шедевры живописи, и того не очень интересует, что вырученные деньги идут на военные планы ее патрона.
"А теперь, дамы и господа..." *** (НТВ, 22.20) - как всегда, изысканная мелодрама Клода Лелуша ("Мужчина и женщина") с Джереми Айронсом в роли утонченного мошенника, который на роскошной яхте удирает от закона в Марокко. Патрисия Каас в роли певицы, страдающей провалами памяти. Картина наэлектризована чувственностью и музыкой, нашпигована пейзажами и интерьерами, смотреть ее - пир души.
"Скорость" **** (Первый канал, 23.10). Несомненный шедевр в жанре "экшн" - непрерывное двухчасовое напряжение плюс хорошо придуманные характеры. Кеану Ривз в роли полицейского, который с помощью отважной Энни (Сандра Баллок) должен спасти автобус, полный пассажиров и заминированный таким образом, что при снижении скорости до 50 миль в час бомбы сработают. Через три года режиссер Ян Де Бонт попробовал повторить успех этой ленты в фильме "Скорость-2" **, но мускулистый Кеану Ривз там уже не снимался, а мчащийся на полном ходу пассажирский морской лайнер слишком неповоротлив, и прежней динамики не получилось. Эту картину Первый канал покажет 2 мая в 23.00.
2 мая, воскресенье
"Ревю Чаплина" **** ("Культура", 10.10). Альманах из трех комических короткометражек Чарли Чаплина "Собачья жизнь" (1918), "На плечо!" (1918) и "Пилигрим" (1923). В первом Чарли - безработный бродяга и вместе с псом Скрепсом пытается устроиться в жестокой жизни. Они работают на пару, оба пытаются что-нибудь стащить съестное, оба страдают от изобилия жуликов. Картину заклеймили тогдашние эстеты за излишнюю простоту и демократичность, ее объявляли аморальной и антипатриотической. "На плечо!" - злая и очень смешная сатира на армейскую муштру, снятая Чаплином как раз в канун капитуляции Германии в Первой мировой войне. В "Пилигриме" он впервые облачается в рясу проповедника - как потом окажется, мнимого. Именно здесь знаменитый финальный кадр: герою нельзя обратно, а впереди его ждут бандитские пули, и он бежит вдоль границы, одной ногой в США, а другой уже в Мексике.
"Догвилль" *** (REN TV, 22.00). Очередной антиамериканский опус датского мистификатора Ларса фон Триера. В богом забытый Догвилль прибывает, от чего-то спасаясь, красотка (Николь Кидман). Городок соглашается ее приютить, у нее даже появляются друзья, но за убежище приходится дорого заплатить. А потом за ее страдания поплатится и сам городок - в представлении Триера, воплощение американского ханжества и двуличия. Минималистский стиль картины навеян впечатлениями режиссера от телеспектаклей его детства: дома, мебель и даже собака нарисованы мелом на полу студии, актеры открывают несуществующие двери и совокупляются за невидимыми глазу стенами. Картине прочили Гран-при Каннского фестиваля 2003 года, но она не получила ничего.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.