Джинсовый поток поворачивает вспять

Первые джинсы "соорудил" 24-летний эмигрант из Баварии Леви Страусс (настоящее имя Лейба Штраус) в 1853 году. Приехав из Европы, он открыл в Сан-Франциско мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей.

Чтобы стать неотъемлемой частью высокой моды, джинсам понадобилось много лет - в семидесятых годах дизайнеры с мировым именем начали придавать джинсовой одежде собственные линии. Появились новые технологии - джинсы шлифовали, мочили в кислоте, отбеливали и даже расстреливали из дробовика, чтобы получились особенные дырочки. Но настоящий джинсовый бум начался в мире с появлением новых, нетрадиционных цветов и оттенков.

Между тем, по подсчетам специалистов, за последние три года продажи джинсов в США и Великобритании сократились на 25 процентов.

Во времена СССР к джинсам относились предвзято, для многих наших дедушек они остались символом распространения американского империализма, а для молодых - элементом запрещенной свободы. Сегодня же российский рынок джинсовой одежды развивается весьма динамично, привлекая все новых и новых производителей и оптовиков. Потребительский спрос на джинсовую продукцию постоянно увеличивается. Объем российского рынка джинсов составляет 100 миллионов пар в год. Причем сегодня, как и в советские времена, настоящие джинсы остаются предметом роскоши, поскольку цены на них в "модных" магазинах гораздо выше, нежели на их родине. Впрочем, продукцию европейских и американских производителей на российском рынке встретить трудно. Это скорее всего единичная продукция, сбыт которой осуществляется через фирменные салоны.

В целом рынок джинсовой одежды в России, где на долю подделок приходится до 90 процентов, мало в чем изменился после кризиса. По-прежнему большая часть из того, что предлагается купить российскому потребителю, сделана в Индонезии, Вьетнаме, Корее, Турции или Китае. Сегодня, по мнению экспертов, многие сети фирменных магазинов перешли на торговлю более дешевой продукцией, в том числе и подделками. Такие джинсы стоят в 4 раза дешевле. На самом деле приличная джинсовая одежда от известных производителей просто не может стоить дешевле 150 долларов. Так что все, что продается дешевле, заявляют специалисты, это подделки под известные марки, произведенные в третьих странах, или просто некондиционный товар.

В российские "фирменные" джинсы одеты сегодня все наши регионы. В Москве подобный товар можно встретить на оптовых рынках, где его и покупают иногородние дилеры.

Весь рынок джинсовой одежды можно разделить на несколько ценовых сегментов: дизайнерские варианты стоимостью 200-300 долларов, модели молодежных марок, которые находятся в диапазоне от 50 до 150 долларов, и неплохие модели по цене 20-60 долларов. На вещевых рынках, где, собственно, и совершаются основные покупки, представлены всевозможные марки по цене от 10 до 30 долларов.

Надо отметить, что мировой рынок джинсовой одежды уже давно поделен между десятком крупнейших производителей и сотнями подпольных цехов, и пробиться на него практически невозможно.

Что касается производства джинсов в России, то легальных производителей здесь единицы. Хотя в нашем отечестве способны выпускать весьма качественные джинсы. В частности, совсем недавно в Хабаровске гонконгская корпорация открыла свой филиал - швейную фабрику, которая специализируется на пошиве джинсов всемирно известных фирм. Однако вся продукция по договоренности хозяина фабрики и его американских партнеров уходит на экспорт в США. Российский же рынок предпочитают насыщать имитаторы фирменных западных марок, которые размещают заказы как в самой России, так и в странах Юго-Восточной Азии. Ни по внешнему виду, ни по качеству джинсы, сшитые в России, не уступают своим фирменным аналогам, ну а стоят значительно дешевле. Единственное, что выдает российскую подделку, - это фурнитура, нитки да этикетки. Все эти комплектующие закупаются в Индокитае по самым низким ценам. Главным образом в российские "фирменные" джинсы одеты сегодня все наши регионы. В Москве подобный товар можно встретить на оптовых рынках, где его и покупают иногородние дилеры. В третьем тысячелетии джинсовая индустрия шагает в ногу с высокими технологиями. В традиционную джинсовку вносят новые компоненты, появляются модели с вшитыми в ткань цифровыми плеерами и электронными часами. Недавно всемирно известная фирма выпустила модель штанов, карманы которых защищены от "радиации", излучаемой мобильными телефонами. На джинсовых королей работают даже генетики. Начаты исследования некой бактерии, которая в измененном виде дает идеальный синий пигмент. Скорее всего, это генетическое чудо будет использоваться при изготовлении джинсовки нового поколения.