На "штурм" МГУ

Впрочем, средний проходной балл здесь не самый высокий. К примеру, РГГУ по этому показателю опережает своего "коллегу". Мало того, злопыхатели утверждают, что Московский университет теряет свои ведущие позиции, поэтому, мол, так неохотно участвует в официальном рейтинге вузов. Так может, абитуриенты "ломятся" на Воробьевы горы скорее по привычке? Об этом корреспондент "РГ" беседует с деканом филологического факультета МГУ, доктором наук Мариной Ремневой.

- Сразу уточню насчет рейтинга. Мы участвовали в министерском рейтинге уже два года подряд и неизменно занимали там первую строчку. Впрочем, существует множество зарубежных экспертиз. Так, в американских источниках нас ставят на первое место, второе отдают Сорбонне, а, к примеру, Кембриджу - седьмое. Немцы называют МГУ "Гарвардом Востока".

Американские специалисты ставят МГУ им. Ломоносова на первое место, второе отдают Сорбонне, а Кембриджу - седьмое. Немцы называют российский университет "Гарвардом Востока".

Говоря о лидерстве того или иного вуза, нужно учитывать и другое. Как, к примеру, можно сравнивать МГИМО и МГУ, если первый готовит дипломатов, а второй - ученых. Не пересекаемся мы и с РГГУ. Возьмем программу тамошнего филфака. У нас разные задачи и приоритеты.

- Университет - наследник Славяно-греко-латинской академии. Однако именно приверженность к старым традициям иногда ставят ему в минус: отстает, мол, от жизни.

- Традиции? Это когда математик Колмогоров приходит на филфак читать лекцию о Маяковском или математик Садовничий цитирует Заболоцкого? Думаю, что любой молодой вуз с удовольствием "завел" бы у себя нечто подобное. И как можно говорить о "вчерашнем дне", если, допустим, средний возраст нашего профессора - 45 лет. А еще пятнадцать лет назад среднестатистическому профессору было где-то 65. Новое поколение преподавателей совершенно не обременено комплексами своих предшественников. К слову, ректор Садовничий, может быть, потому, что сам когда-то был самым молодым проректором, старается поддерживать университетскую молодежь. Скажем, первые два года работы лучшие из начинающих преподавателей получают дополнительно к зарплате по пять тысяч рублей в месяц.

- В университете прошел День открытых дверей. Было настоящее столпотворение. Ажиотаж вокруг университетских факультетов подстегнуло известие о приеме без конкурса победителей региональных олимпиад. Ходят слухи, что бюджетных мест для обычных абитуриентов не останется?

- Олимпиадников насчитывается около 700. Принимать их заявления будут на бюджетные места до 4 июля, а затем начнутся обычные экзамены. На филфаке 190 бюджетных мест. Нас победители региональных туров пока не "трогают", а вот факультет мировой политики уже полностью занят регионалами. И думаю, что больше всех от льготников "пострадает" отделение английского языка и теории и практики перевода. На остальных же, уверена, останутся места и для поступающих обычным путем.

Если честно, идея принимать "олимпиадников" без экзаменов мне не нравится: не сомневаюсь, что на олимпиадные задания теперь станут натаскивать. Кроме того, нынешняя процедура проведения олимпиад и проверки работ участников не защищена от фальсификации результатов. И если в конце концов отбирать в вуз будут в регионах, кто поручится, что победные места окажутся у одаренных детей?

- Одна из задач Единого госэкзамена - покончить с коррупцией в образовании. МГУ принципиально не участвует в эксперименте. Вы против борьбы с "блатерством"?

- Как вы думаете, на что легче натаскать троечника: на ответы егэшных тестов или, к примеру, на сочинение? Первое вполне реально. Последнее - невозможно. Так что проблем коррупции "единый" не снимет. Хочет школа знать, чему она научила своих учеников - пожалуйста, проводите "единый". Полезно иногда взглянуть на себя объективно. Но на этом точка. "А в университеты должны принимать университеты",- это мнение одного из самых уважаемых западных ученых из Марбургского университета доктора Шаля.

Ни в одной стране мира нет аналога нашего ЕГЭ. Везде существует дополнительное "прощупывание" абитуриентов, которое позволяет выбрать самых талантливых. Япония в свое время попробовала "единый": резко упал уровень как среднего, так и высшего образования. Бердяев говорил: "Есть интеллигенция и есть люди умственного труда". Так вот, если в университеты будут зачислять по результатам ЕГЭ, все мы превратимся в последних. Если "единый" нас не добьет, это сделает Болонская конвенция.

- А чем же плоха возможность подтянуться к мировым стандартам?

- Западное образование и наше не совсем корректно сравнивать. Там оно прикладное, даже в таких знаменитых университетских центрах, как Сорбонна. Я пыталась читать свой курс во Франции. Студенты не справились: не хватает глубокой филологической подготовки. Наше фундаментальное образование уникально. И если мы станем держать равнение на Запад, боюсь, что не будем интересны для студентов-иностранцев. И еще. Болонская конвенция потребует перехода на двухступенчатую систему "бакалавр-магистр": четыре плюс два года. Ректор же МГУ борется за специалиста, которого по традиции готовят пять лет.

"Четыре плюс два" - это годится только для прикладных факультетов. Чтобы работать секретарем в суде или бухгалтером в конторе, достаточно и трех лет учебы. Но попробуйте в ускоренном темпе выучить редкий язык или освоить тысячелетнюю литературу. В обрезанном виде не сохранишь ни филологического, ни философского, ни исторического фундаментального образования.

- Действительно ли существует так называемая ректорская квота бюджетных мест, которую руководитель МГУ распределяет по своему усмотрению?

- Дополнительные места, выделяемые ректоратом, пойдут на "полупроходников" и тех, кого выбьют "олимпиадники". Причем МГУ, пожалуй, единственный вуз, где зачисление происходит открыто. В переполненном зале в присутствии абитуриентов и их родителей мы представляем тех, кто чуть-чуть недотянул до заветного уровня. "Полупроходники" узнают о зачислении практически из уст самого ректора.

- Министерские чиновники твердят о том, что для поступления в вуз достаточно хорошо знать школьную программу. Однако у абитуриентов, пытавшихся штурмовать МГУ, совсем другое мнение. Можно ли поступить в университет без репетиторов и подготовительных курсов?

- Школьная программа - это одно, а то, чему учат в школах, - совсем другое. Ну представьте себе лицей, где на протяжении трех лет по литературе дети изучают только одно произведение - "Евгений Онегин". Правда, углубленно, с разных сторон и точек зрения, но одно! Как они смогут у нас учиться? Понятно, что при таком состоянии школы нужен "мостик" к университету. Это не мы придумали - так происходит в любом университете мира. Без подготовительных курсов или другой специальной подготовки первокурсник попросту не справится с университетской нагрузкой. Кстати, поступает примерно 65 процентов курсистов. При таком раскладе репетиторам у нас не разгуляться.