Канн в прифронтовой обстановке

В прошлом году Les Intermittents - актеры, режиссеры и рабочие сцены недолговечных антрепризных театров в борьбе за социальные гарантии уже сорвали фестиваль в Авиньоне и еще десятка полтора культурных событий во Франции. Теперь Большой летний сезон обструкций они начинают с Канна.

О мотивах и целях их выступлений мы уже подробно рассказывали в субботнем номере "РГ". Вкратце напомню: правительство хочет урезать людям шоу-индустрии пособия по безработице в периоды, когда театральный проект закрывается и его участникам надо искать новое дело. Демонстранты требуют сохранения прежних порядков, когда 507 часов отработки в год потом давали им право на годовое пособие.

Нынче их акция получила подкрепление в лице всегда готовых пошуметь антиглобалистов и воинственных профсоюзов. Образован комитет под кодовым названием "КО Канн", а набережная Круазетт, по его стратегическим планам, должна стать центром социального сражения. Цель - использовать престижнейший кинофестиваль мира в качестве эффектных подмостков для политического спектакля. "Срывать фестиваль мы не намерены, - заверил в недавнем радиовыступлении активист движения актер Самуэль Шурэн, - мы лишь хотим оккупировать город и умы всех собравшихся в нем".

Для начала работники развлекательной индустрии взяли в блокаду трейлеры, перевозившие из Парижа в Канн фильмы для фестиваля. И согласились их выпустить только после того, как припертая к стенке фестивальная дирекция согласилась "продолжить дебаты" в Канне. Многие кинематографисты уже выразили солидарность с Les Intermittents, в их числе режиссеры всех трех французских конкурсных фильмов.

1200 полицейских, стянутых в Канн, готовятся к бурным дням, и единственное, что они обещают наверняка, - не допустить проникновения бунтарей в "святая святых" - Дворец фестивалей.

Не на шутку встревоженные владельцы каннских магазинов, работники отелей и других городских служб, чье благосостояние всецело зависит от фестиваля, провели свою "контрдемонстрацию", призывая театральных тружеников не срывать праздник кино - ведь от него, по выражению представителя муниципалитета Давида Лиснара, зависит вся каннская экономика.

1200 полицейских, стянутых в Канн, готовятся к бурным дням, и единственное, что они обещают наверняка, - не допустить проникновения бунтарей в "святая святых" - Дворец фестивалей.

У героев дня уже есть хороший опыт подрыва таких броненосцев культурного фронта, как Авиньонский театральный фестиваль и праздник оперы в Экс-ан-Провансе. Теперь они подготовились к штурму еще более солидно. Намечены грандиозная пресс-конференция 14 мая и манифестация у отеля "Нога Хилтон" 15 мая, приуроченная как раз к показу фильма "Шрек-2", где роль Ослика озвучивал сочувствующий демонстрантам Эдди Мэрфи. Представители комитета пытаются привлечь в поддержку французских актеров приехавших на фестиваль иностранных коллег. Они утверждают, что "Педро Альмодовар - с нами", что уже обещали посильное содействие известный мастер английского социального кино Кен Лоуч и французская звезда Эммануэль Беар. Все чаще вспоминают опыт 1968 года, когда по инициативе Жан-Люка Годара фестиваль был вообще отменен в знак солидарности с революционными студентами.

Заметные перемены происходят и в самом фестивале, который всегда улавливал веяния времени и шел чуточку впереди прогресса. Если посмотреть на афишу официальной программы, станет очевидным крен в "массовое кино". Большинство адептов "артхаусного кино", обычные завсегдатаи здешнего конкурса, в этом году в Канне отсутствуют, зато в изобилии представлены попсовые жанры, от историй про зомби ("Рассвет мертвецов" Зэка Снайдера) до анимационных фильмов "Шрек-2" из США и "Призрак в обличье-2: невинность" из Японии. Вообще, победный марш мультипликации по фестивальным экранам заставляет задуматься о том, что прогнозы насчет вытеснения нормального кино компьютерным сбываются быстрее, чем предполагалось: еще недавно было трудно представить себе присутствие хотя бы одного мультика в главном каннском конкурсе, а в нынешнем году их целых два, причем этот рекорд немедленно побьет Венецианский фестиваль в сентябре - там их будет уже три.

Кроме того в Канне обильно представлены фильмы "восточных боевых искусств": здесь корейский исторический детектив "Меч на луне" Ли Кван-хуна и новый дуэльный блокбастер Чжана Имоу "Дом летающих клинков". Даже заядлый "артхаусник" Вонг Кар-вай представил на конкурс зрелищную фантастическую ленту про путешествие во времени "2046". Необычно "попкорновый" набор конкурсных фильмов связывают с желанием угодить вкусам президента жюри нынешнего фестиваля Квентина Тарантино. Тот энергично отмахивается: я, мол, не такой, не надо на меня ориентироваться, я при случае и какому-нибудь зануде могу дать приз, если нужно.

По легендарной красной лестнице в среду вечером должны пройти такие суперзвезды, как Шарлиз Терон, Камерон Диаз, Брэд Питт, Том Хэнкс. Эта лесенка за свою 57-летнюю историю видела многое, ее трудно удивить. Но разъяренные французские актеры обещают самое экстравагантное открытие Каннского фестиваля за всю его бурную жизнь. Сейчас, когда я передаю эти строки в номер, можно только гадать о том, что произойдет на самом деле и состоится ли просмотр фильма Педро Альмодовара "Дурное воспитание". Доживем - увидим.