- Два года бюджет фонда выполнялся с дефицитом. Пришлось экономить - были введены ограничения по максимальным суммам, выплачиваемым по больничным листам, сокращена программа санаторно-курортного лечения работников. Какова ситуация сейчас?
- Накануне праздников мы провели совещание управляющих региональными отделениями фонда. Подводили итоги работы в прошлом году и уточняли планы на нынешний. Есть очень положительный момент: в 2003 году бюджет Фонда социального страхования точно так же, как и федеральный бюджет, был профицитным, то есть доходы фонда были достаточными, чтобы в полном объеме профинансировать все запланированные расходные статьи.
Количество регионов, где имелся дефицит средств на конец 2003 года, уменьшилось до 60. То есть 29 регионов уже справляются со своими обязательствами самостоятельно, без финансовых вливаний из центра.
Полагаю, что сыграли свою положительную роль чисто административные меры - отработана система сбора единого социального налога. Собираемость ECH выше 99 процентов - это очень приличный показатель. Кроме того, можно говорить о расширении налогооблагаемой базы - мы наблюдали заметный рост легальной зарплаты. Плюс некоторый положительный эффект получен от введения спецналогов. 17,5 процента в структуре доходов фонда составили страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Снижение соцналога - сегодня одна из самых "горячих" тем. Решение принято с вполне определенной целью - ускорить развитие экономики страны. Однако из-за возникающих прорех во внебюджетных фондах может ухудшиться социальная поддержка людей, в том числе и занятых на производстве, - то есть тех, кто это самое производство должен "поднимать" и развивать.
- По нашим оценкам, сумма выпадающих доходов ФСС в 2005 году составит порядка 20 миллиардов рублей. И при подготовке предложений для правительства по проекту бюджета фонда на будущий год мы серьезно работаем над структурой расходов, их величиной. Очевидно, что в целом структура расходов 2005-го вряд ли значительно будет отличаться от структуры текущего года. При этом обсуждаются несколько подходов к решению проблемы сбалансированности доходов и расходов.
- В выступлениях первых лиц правительства одно предложение относительно фонда звучало - это оплата первых трех дней больничного листа работодателем.
- Расчеты, как компенсировать выпадающие доходы, конечно же, проводились. В том числе - как один из вариантов - за счет включения работодателя в оплату некоторого количества дней временной нетрудоспособности работников. Я не буду конкретизировать - три ли это дня или какое-то другое количество, это пока не более чем предложение и тема для дискуссий. Хотя отмечу, что четыре года назад Дума приняла в первом чтении законопроект, где концептуально это предложение уже было закреплено. Возможно, снижение ЕСН приблизит реализацию этой идеи. Но я уверена, что и правительство, и Федеральное Собрание, прорабатывая это предложение, будут действовать взвешенно и аккуратно. Кроме того, подобные предложения предстоит согласовать и с профсоюзами, и с работодателями.
- В условиях, когда бюджет ограничен, нужно, чтобы каждый рубль тратился правильно, чтобы, к примеру, не было "левых" больничных...
- Чем острее стоит задача по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий, тем злободневнее становится проблема эффективного расходования средств фонда. Это задача номер один. Необходимая технологическая база для этого создана, уровень управляемости фондом очень высок, и в этом бесспорная заслуга моего предшественника на посту его руководителя - Юрия Алексеевича Косарева и его команды. Фондом сделан очень важный шаг. В прошлом году начала работать Единая территориально-распределительная информационная система "Соцстрах", охватывающая все регионы России, которая позволяет вести тотальный финансовый контроль работы системы соцстраха по всей территории страны. Возьмем, например, регистрацию новых предприятий - на дисплее компьютера можно наблюдать, как движется эта "волна" в течение дня начиная с Дальневосточного региона и заканчивая Калининградской областью. В систему введены и все основные социально-экономические показатели по каждому предприятию - от числа работников и средней зарплаты до страховых отчислений в фонд и той их части, которую страхователи тратят самостоятельно. Фиксируется каждый больничный лист, каждый случай травматизма или профзаболевания. Все это - великолепная база для анализа. Например, можно достаточно легко выявить предприятия, на которых "зашкаливает" уровень травматизма или профессиональной заболеваемости, - и работать с ними целенаправленно. Можно делать выборки по регионам или взять отраслевой срез, - эти данные будут обязательно использованы при подготовке поправок в закон о страховании профессиональных рисков.
Ну и конечно, ЕИС "Соцстрах" поможет организовать максимально эффективно исполнение бюджета фонда, что особенно актуально сейчас в связи с предполагаемым снижением ЕСН.
- Многих родителей, особенно сейчас, когда лето не за горами, очень интересует, смогут ли они отправить детей отдохнуть по льготным соцстраховским путевкам?
- Нынешнее детское лето фонд профинансирует в не меньшем объеме, чем год назад - на это предусмотрено 11,6 млрд. рублей. Как и прошлым летом, из средств соцстраха будет оплачиваться до 50 процентов стоимости путевки. Родители в большинстве случаев оплатят около 10 процентов. Предполагается, что в санаторных лагерях отдохнут и подлечатся 450 тысяч детей, в загородных стационарных - более 1,5 миллиона. И более 3 миллионов путевок получат дети в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием.
Меня беспокоит весьма заметный разброс цен на путевки. Разница объективна, если речь идет, например, о северных регионах и южных. Но зачастую в рядом расположенных областях путевки разнятся по цене в 1,5-2 раза. Перед управляющими региональными отделениями поставлена задача разобраться, почему это происходит. А в дальнейшем мы планируем разработать стандарты и методику определения стоимости детского отдыха, чтобы иметь объективные критерии для оценки работы каждого региона. Нужно активнее внедрять механизмы конкурсного отбора здравниц, предлагающих лучшие условия при меньших затратах. Искусственного завышения цен быть не должно - это тоже вопрос эффективного использования средств фонда.
Фонд социального страхования РФ занимает важное место в государственной системе социальной защиты населения. Через систему социального страхования реализуются конституционные гарантии, прежде всего работающих граждан на материальное обеспечение в случае болезни, рождения ребенка и осуществления ухода за ним и др. Важное место в деятельности фонда занимает обеспечение граждан, пострадавших на производстве. При этом пострадавшим не только компенсируется утраченный заработок, но и предоставляется индивидуальная в каждом случае программа медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.