Фильм "Чудеса и тайны" снят известным документалистом Олесей Фокиной. Олеся живет в Москве, рядом с "Президент-отелем", в квартире-музее среди живописи, антикварных ламп и книг по поэзии.
- После фильма о Солженицыне, вы сняли фильм о нейрохирурге Александре Коновалове. По какому принципу подбираете своих героев?
- Я уже давно задумала серию, посвященную сильным личностям. Главный принцип отбора - люди, которые вопреки всему продолжают держать осанку и никогда не теряют чувства собственного достоинства. "Самостояние человека " и есть главная тема.
- Кто вас привел в кино?
- Юрис Подниекс. Я снимала Юриса, когда он делал фильм "Легко ли быть молодым?" Он стал моим учителем, который перевернул всю мою жизнь. От Юриса пришло понимание жизни. Однажды я привела на телевидение Бориса Гребенщикова. Он был в глубоком андеграунде. После эфира раздались звонки из Ленинграда, спрашивали: "Вы кого вообще показываете?" 3а это выгоняли тогда из комсомола. А я отправила в Америку заявку, чтобы сделали для нас интервью с Йоко Оно на похоронах Джона Леннона. Меня вызвали к начальству и сказали: зачем снимать наркомана? Это было зарублено на корню. Мне предложили написать заявление о выходе из рядов ВЛКСМ.
- А сейчас легко ли быть молодым?
- Сейчас тяжелее быть молодым, потому что сегодня драматическое время тотальной лжи. Набоков сказал про это так: "Мигающие глаза лжи". Сейчас даже самые лучшие профессионалы пошли служить на службу зла, перевернулись все ценности. Люди стали делать вид, что все нормально. Говорить о помощи ближнему немодно. В словаре 1910 года есть статья о нравственном помешательстве.
"Нравственность теряет свою силу, перестает быть мотивом поведения, человек становится безразличным к добру и злу". Безразличие к добру и злу - это и есть нравственное помешательство.
- Сейчас действительно происходит заземление жизненных ценностей, потому что на низменном легко зарабатывать деньги?
- Мое глубокое убеждение, что за все будет заплачено. Люди, которые продуцируют пустоту - желтую прессу, - сами же потом на это натыкаются. И оказывается, что человек не создал пространство любви, а создал пространство пустоты. И на этом создатель пустоты обязательно подорвется - он заложил мину замедленного действия.
При этой ситуации возникает видимость чувства, видимость успеха. Кинематограф был уделом избранных - Буньюэль, Тарковский, Бергман. Сейчас смотришь что-то отвратительное под названием кино. Сегодня ситуация с документальным кино сложилась драматичная. Нас окунули в чан с помоями под названием телевидение. Я хочу только минимализма за редким исключением, как фильм "Идиот".
Сейчас я работаю над циклом "Человек на все времена" - это фильмы, посвященные великим гуманистам. Это должны быть очень известные люди, включая мою трилогию об Александре Солженицыне, Александре Коновалове, Антониони, и последний фильм об Илюше Попенове, тяжелобольном церебральным параличом. Мой идеал - Альберт Швейцер, великий реалист. Будучи священником, потрясающим органистом, уехал в Габон и стал там врачом в джунглях. Он ночами продолжал достраивать свой орган в джунглях, ночами играл кантаты Баха, а дикари слушали его и ждали утра, когда он будет врачевать их раны.
- Как героями ваших фильмов стали Антониони и Гуэрра?
- Когда я задумывала проект "Человек на все времена", у меня был образ, что темные времена, если человечество не одумается, могут стать последними. У меня была идея сделать ряд портретов, чтобы последующий герой сделал следующему какое-то добро. Сказать о лучшем в человеке, и этот рассказ взывал бы к лучшему в человеке.
Великий Антониони перестал говорить, и в его фильме все молчат. Антониони - это период тишины и молчания. Все последние герои фильмов Антониони молчат. И надо же было такому случиться, что и Антониони замолчал. И силу его взгляда почти невозможно выдержать.
- Вы сознательно идете против течения жизни?
- Да, у меня такая потребность. Михаил Шемякин сказал, что многие вязнут в гречневой каше, которая прямо застывает под ногами. Я ищу сильных людей, чтоб не завязнуть в этой жиже.
- Но при этом у вас начался новый этап -вы ушли в сторону от великих людей.
- Каждый раз это огромная работа: знакомство с семьей великого человека, с его близкими. Нужно выстраивать отношения. И мне захотелось уйти из-под шквала этих отношений. И в этот момент я спросила Виталия Пуханова, которого считаю лучшим современным поэтом, нет ли у него человека, который его зацепил. И он сказал, что один мальчик прислал повесть, которая получила первую премию, и он болен церебральным параличом.
Мы с Виталием поехали в Екатеринбург (в Екатеринбурге мне помогал оператор Леонид Илюхин). Людям, больным церебральным параличом, нужна соответствующая жилплощадь, а Илюша живет с мамой в крошечной однокомнатной квартирке. Жизнь мамы Ильи очень тяжела. Однажды мы хотели привезти подарки, приехали, а Илюшиной мамы не было дома. "Где Лена?" - "А Лена торгует в переходе китайскими тапочками, которые спонсоры раздали матерям детей, больных церебральным параличом". Это был хоть какой-то источник к тридцати долларам в месяц, которые они получают.
Илюша - это мальчик-ангел, который получил премию "Дебют" за свою книгу "Чудеса и тайны", которую Илюша написал носом на своем компьютере, потому что руки у него бездействуют.
- Носом?
- Носом. У него не работают руки. Он практически не говорит и не ходит. Сейчас у него острый "нос" - мы ему купили в Англии устройство - насадку на нос, с помощью которой ему будет удобнее печатать на компьютере.
Государство ему дает пенсию как инвалиду, пораженному церебральным параличом, 1500 рублей в месяц. А мама не работает. Она не может работать - не может отойти от Илюши. Ее зарплата по уходу за ребенком - 138 рублей в месяц. А папы у них нет, так как у детей больных церебральным параличом, папы, как правило, не выдерживают и уходят. Выдерживают только мамы, которым просто деться некуда.
Илюша о папе не говорит ни одного плохого слова. Он ни о ком не говорит плохих слов.
- Эту повесть можно будет прочесть?
- Илюша написал замечательную приключенческую повесть "Чудеса и тайны", где один молодой человек борется со злом, спасает мир, побеждает зло, но при этом зло не наказывает. С очень закрученным сюжетом, хорошим слогом. Мы хотим издать повесть с иллюстрациями детей-инвалидов, чтобы этих детей заметили в обществе и им помогали. Надо общество разворачивать в сторону милосердия и добра.
Илюша живет с мамой на очень высоком регистре - достойно. Его мама, например, снималась в черной кофточке, я предложила ее сменить. Но оказалось, что у нее нет другой кофточки. Но она полна добра и света, как и ее сын. Однажды она повезла Илюшу на Черное море. И там на пляже был плакат "Не сорить" с перечеркнутой сигаретой. Илюша, увидев это, взял ведерочко и, ползая по песку, стал собирать по пляжу окурки.
Из повести Ильи Попенова "Чудеса и тайны".
"Странный снился сон Пете. Будто он плывет в подводной лодке и вокруг камни и водоросли. Вдруг один камень превратился в человека. Этот человек был лысый и с бородой, похож на Ленина. "Может, у тебя получится то, что не удалось мне?" Сказав это, незнакомец превратился в камень снова".
Илью как-то спросили: "Зло откуда?" - "Зла нет, - ответил он, - это маска человечества... Сорвать ее можно только добром, но моя миссия на земле невыполнима..."