Минувшие праздники, изобиловавшие развлекательными программами, позволили телезрителям несколько отдохнуть от политической аналитики и даже немного по ней соскучиться. Поэтому первая рабочая неделя, когда в эфир вернулись после весенних каникул все наши телеоракулы, посвежевшими и загоревшими, прошла под знаком повышенного к ним внимания. Мы ведь без них как без рук. И уж точно, будто без мозгов.
Хороший дурной человек
Последний из выпусков "Исторических хроник" Николая Сванидзе был посвящен маршалу нескольких побед времен Гражданской войны - Михаилу Тухачевскому.
Не знаю, сетовать на телеведущего или сказать ему спасибо. Уж как-то он чересчур разнообразно представил персонажа своего телефильма. Из-за него, Тухачевского, в молодости три курсанта покончили с собой. Это минус. Он был несомненно талантливым военоначальником. Это плюс.
Минусом ему еще было то, что он имел склонность к бонапартизму, слыл беспринципным карьеристом. А в плюсы ему зачлось, что не разделял идей большевизма, что дружил с Шостаковичем и что сильно пострадал от Советов: сначала был замучен, а затем и расстрелян. Какой-то эклектический получился образ, слепленный из крайностей. А что же он такое в целом и общем? - хочется спросить телеведущего. Дайте, мол, ответ, Николай Карлович. А он, Николай Карлович, не дает ответа, только факты подбрасывает, словно поленья в костер, разжигая наше любопытство.
Мораль сей жизни такова
Но, может, это и правильно, что нам не всегда все растолковывают. Мы-то на что-то должны быть способны, кроме того, чтобы глотать кем-то разжеванные оценки и смыслы.
Нечто неразжеванное нам по четвергам предлагает и Сергей Корзун в своем цикле "Тайны разведки". На сей раз была презентована судьба другого исторического изгоя - Саддама Хусейна. И тоже достаточно сухо. И тоже человек не простой судьбы: был службистом, карьеристом, бонапартистом, садистом, антиимпереалистом и т. д. И вот на наших глазах стал жалким арестантом, к которому теперь при каждом упоминании его имени по телевизору лезут в рот с лампочкой и пересчитывают там зубы. По такой же схеме было представлено в "Тайнах разведки" другое пугало современности - бен Ладен.
Когда все эти чудовища встречаются на территории твоего сознания, то в сюжете непроизвольно слагающейся басни обнаруживается совсем другая мораль. Не в том, оказывается, смысл, что тот или иной исторический персонаж был в своей основе хорошим или дурным парнем, а в том, как его деформировала Система, как она его перевоссоздала и употребила.
Советский тоталитаризм приспособил к своим нуждам царского поручика Тухачевского, а по удовлетворению их смолол человека в труху.
А американская демократическая Система для своих нужд (геополитических) ангажировала Саддама и бен Ладена и тоже их разрушила до основания, с тем отличием, что и в том и в другом случаях в какой-то момент потеряла контроль над своими подопечными. Теперь вот весь христианский мир с ними мучается.
Следите за словами
Трагическая гибель Кадырова в Чечне и мягкое порно в тюремных застенках на территории Ирака дали дополнительный хлеб политологам, новостникам и публицистам. В телехронике замелькали шокирующие видеоматериалы. Странно, что все это у кого-то вызывает чувство внутреннего удовлетворения. Нет, никто об этом прямо не говорит, но...
Борис Немцов высказывается у Савика Шустера на "Свободе слова" в том духе, что и Америка, потерпевшая поражение в Ираке, и Россия, потерявшая Кадырова, - явления одного ряда. И не забывает отметить, что в обоих случаях он предупреждал мировую общественность.
Обозначенная параллель кажется одинаково обидной и записным патриотам (вроде Рогозина), и отчаянным западникам (типа Борового). Оно и понятно почему. У них репутационные и интеллектуальные капиталы в разных банках. Первые их держат в "нашизме" имени Александра Невзорова.
Вторые с потрохами вложились в либерализм американского образца. Понятно, что и тем, и другим "вкладчикам" сейчас трудно. И те, и другие поставлены в двусмысленное положение, поскольку чувствуют себя заложниками замаранных концепций и испытывают естественную потребность в их отбеливании. Но тут надо следить за словами.
Дмитрий Рогозин то на одной, то на другой программе демонстрирует чудеса словесной эквилибристики по части гуманизации своего великодержавного россизма. В "Основном инстинкте" накануне Первомая шла речь о темнокожем мальчике, которого сверстники облили бензином и чуть заживо не сожгли. Да, это нехорошо, - согласился лидер "Родины", - но не следует слишком драматизировать подобные случаи. И последовала мораль: пока плохо себя будут чувствовать русские люди в своей стране, нездоровиться будет и прочим народностям. Тут его кто-то попробовал схватить за язык. Что вмещает в себя понятие "русские люди"? Люди русские по крови? Это те, - разъяснил господин Рогозин,- кто говорит по-русски, знает русскую культуру, признает российские законы.
Кавказец Абдулатипов обрадовался: "Значит, я русский?" Ничего не ответил просвещенный патриот Рогозин, только тонко улыбнулся.
Западник Владимир Познер во "Временах" прочел телезрителям мораль, что, мол, не следует читать мораль американцам по поводу издевательств их солдат над пленными иракцами. Мол, сами хороши.
Сами и вправду хороши, но что-то это напомнило... То, как в памятные советские времена мы американцам на все укоры в наш адрес по части прав человека отвечали: "А у вас негров линчуют".
Опять ловкость слов, которой, впрочем, не соблазнился в "Намеднях" не меньший западник Леонид Парфенов. Он представил сюжет корреспондента Арканова, где была схвачена суть явления. Поэтому следите за словами. В том числе и на музыкальных шоу.
Патриотизм как побочный эффект
Всю неделю патриотически ориентированный "Первый канал" раскручивал выпускницу "Фабрики звезд" Юлию Савичеву, которой прочили первое место на конкурсе "Евровидения". Телеведущий Андрей Малахов по этому случаю перекрасился в блондина. Из-за границы выписали модельеров и хореографа, на подтанцовку позвали французский шоу-балет. Было видно, что денег вкачали в эту акцию немерено, а все кончилось пшиком, гора родила мышь, и Россия с хитом "Поверь мне" заняла одиннадцатое место. На самом деле-то одиннадцатым оказался "Первый канал", который на своей "шоу-фабрике" поставил на конвейер выдувание мыльных пузырей, лопающихся при первом соприкосновении с реальностью.
Понятно, что и сам турецкий карнавал к музыке не имел никакого отношения, а вся эта мишура - всего лишь игра на национальных струнах в национальные амбиции. Но у этого действа оказался побочный эффект. Он выявился в ходе голосования. То было отдельное зрелище. За нас болели страны из бывшего Союза, и мы за них болели. Стало очевидно, что Россия вместе со странами Балтии, Белоруссией и Украиной - все еще единое социо-культурное пространство. Это несмотря на госграницы, на воздвигаемые языковые и таможенные барьеры.