Школа сошла с ума

"Меня уже сделали главным психом на всю Сибирь"

В день нашего приезда в Новокремлевской средней школе, казалось бы, все наладилось. Три недели уроки проходили в другом здании, при этом длились всего 30 минут вместо 45. Ребятам приходилось заниматься в две смены вместо одной - в общем, сплошные мучения. И вот наконец карантин снят: санэпидемстанция выдала акт, разрешающий учиться в обычном режиме. Все вроде бы рады-радешеньки. Правда, у завуча по учебной работе Людмилы Кусовой на глазах слезы. Вжавшись в кресло в углу учительской, худенькая женщина говорит:

- Мы стали заложниками ситуации, вы понимаете? Мы чувствуем себя по-прежнему плохо, но уже молчим! Вы слышали, какой нам поставили диагноз? Массовый психоз! Нам никто не верит, считается, что мы все выдумали!.. Но ведь это правда - спросите у молодых, как все было!..

Один из "молодых" - физрук Константин Чубаров. Его-то никак не заподозришь в слабом здоровье, и слова "массовый психоз" вызывают у него усмешку. Тем не менее:

Мы все живем на болоте, постоянно ощущаем эту вонь - школу нужно почаще проветривать...

- Что-то здесь есть. 23 апреля школу трясло, да и до этого уже всякие странные вещи начали происходить. Я-то, в основном, нахожусь в спортзале или на улице. И когда все здесь стали жаловаться на головные боли, высокое давление и тошноту - ну, думаю, шутка. Пришел ради интереса, посидел в учительской всего минут десять: в горле жжение, попробовал встать - голова как закружилась! Учителя тут как зомби ходят, у здоровых мужиков давление скачет. Ну а что до массового психоза - слышали, наверное, ха-ха? - так он действительно может начаться, если не знаешь, что в школе творится и что с детьми будет! Эти, из ГО и ЧС, приехали на полчаса и уехали! Вы поживите здесь дней пять, все как надо обследуйте! Ради детей хотя бы! Нет...

Все - и учителя, и ученики Новокремлевской школы - рассказывают одно и то же, чуть ли не слово в слово: 23 апреля школу начало трясти (хотя никакой сейсмической активности в тот момент не наблюдалось), у людей появились тошнота, рвота, сильные головные боли. "Стало трудно дышать, внутри все жгло", - говорит десятиклассница Ирочка Цветкова. Детей распустили по домам, где им стало значительно легче, но на следующий день все повторилось. Всевозможные комиссии проверили школу буквально на все: на радон, на ртуть, на пропан с метаном и даже на радиацию. В пробах воздуха и воды ничего не обнаружилось, не выявили никаких отклонений и общие анализы крови, взятые у взрослых и детей. И тут откуда-то появился этот странный "диагноз" - массовый психоз. Кто "наградил" им школу, так и не ясно - ни одно из ответственных лиц в "авторстве" не призналось. Однако вариации на тему, которые выдаются этими же ответственными лицами "не под запись", таковы: дети не хотят учиться, а учителя идут у них на поводу. Либо - подвал школы уже несколько лет подряд заливает водой под самый потолок, и администрация школы решила таким "хитрым" способом привлечь внимание властей к своим проблемам.

- Я не буду с вами разговаривать! - чуть ли не криком кричит директор школы, измученная всеобщей тошнотой и рвотой, обвинениями в "психозе" и неопределенностью. - Из меня и так уже сделали главного психа на всю область! Или даже на всю Сибирь!...

Без стакана не разберешься

Из учительской приходится ретироваться. На директора мы с фотокором не в обиде - занервничаешь тут, если под твоей ответственностью ежедневно 200 человек, а школу трясет, и что это за кары небесные, никто не знает. И знать, что самое характерное, не хочет. Но тут к нам, занятым философским созерцанием водной глади, скрывающей дверь в школьный подвал, подбегает учитель математики. "Идите за мной!" - таинственно шепчет Александр Ращупкин. Солидный бородатый человек, перепрыгивая через две ступеньки, мчится в свой кабинет...

На первой парте стоит стакан. Заметьте, опять с водой. "Садитесь!" - шепотом командует математик. Мы садимся. Молчим, затаив дыхание. Класс тоже молчит. Смотрим на стакан. Со стороны это напоминает какой-то спиритический сеанс: двадцать человек замерли и буравят взглядами "родной граненый". "Так-так-так, - лихорадочно думаю я. - Психоз, говорите..." И тут, под гордым плакатом "Математика - гимнастика ума", вода в стакане начинает рябить. И даже подпрыгивать вверх. Девчонки визжат - они чувствуют толчки! Их ощущаем и мы с фотографом.

Математик торжествует. Это он придумал опыт со стаканом. Тогда, в конце апреля, вода в нем чуть ли не выплескивалась за края - так болтало школу. И наконец-то "бурю в стакане воды" смогли наблюдать и посторонние люди, то есть мы! Когда приезжали из районного управления ГО и ЧС, вода в стакане, увы, не рябила.

- Школа, да и все наше село, стоит на болоте, - волнуясь, разъясняет Александр Иванович. - Поднимали целину, воткнули здесь наобум колышки и построили. Теперь, наверное, фундамент проседает. Может быть, из болота выделяется какой-то газ. А нам говорят - массовое самовнушение, никто разбираться не хочет.

"Проветривать надо"

Потрясенные стаканом, мы из школы уходим. И идем в местную участковую больницу.

- Я лично осматривала детей и учителей в школе, когда там работала комиссия из района, - говорит Людмила Луценко, заведующая амбулаторией. - Были субъективные жалобы на головные боли, головокружение, но объективно они не подтвердились. Мы сделали 30 анализов крови, все они - в норме. Никаких отравлений зафиксировано не было, и я думаю, что никакой опасности в школе нет. Мы все живем на болоте, постоянно ощущаем эту вонь - школу нужно почаще проветривать...

...Убаюканные врачом, мы едем к школе. И тут на наших глазах дети... массово выходят из здания. "Проветрить, наверное, решили", - сдерживая истерический смех, пытаюсь я себя успокоить. Но уже успеваю увидеть, как из школы выносят женщину без сознания. Ее кладут на какой-то люк, хлещут по щекам, дают нашатырь - все безрезультатно. Это Ольга Сидорова, лаборант, она упала прямо в коридоре, выясняю я в суматохе.

Детей тут же распускают по домам, а мы возвращаемся в больницу. Женщин везут туда на нашей машине. Доктор Людмила Луценко, с которой мы только что расстались, закрывает дверь в свой кабинет - идет осмотр. Уже потом Ольгу и Светлану увезут в районную больницу, где у них, конечно же, ничего опасного не обнаружат. "Почему падают люди? Это тайна. А школа работать будет", - скажет глава муниципального образования Виктор Гросс. Вот и все.

официально

Александр Коновалов, главный специалист по делам ГО и ЧС Коченевского района:

- Никакой чрезвычайной ситуации в Новокремлевской средней школе нет и не было. Поэтому никаких комментариев я давать не буду.

Сергей Соколов, врач Коченевского центра Госсанэпиднадзора:

- В школе проведены все необходимые исследования: паров ртути, а также формалина, формальдегида, углекислого газа, метана, радона и радиационного излучения не обнаружено. Медицинское обследование взрослых и детей также ничего не дало. Сейчас мы ждем результатов исследований, которые провели гидрогеологи.

Анатолий Парфенов, заместитель главы администрации Коченевского района:

- Ситуация в Новокремлевской средней школе нервирует всех. Почему трясет здание, неизвестно: усадки фундамента там нет, иначе были бы трещины. Единственное, что еще предстоит нам сделать, - это всей комиссией обследовать подвал, когда оттуда будет откачана вода. Сейчас там работают два насоса, и к концу недели мы сможем туда попасть. Что мы там увидим, даже не знаю. Возможно, там происходит распад продуктов гниения и выделяется метан - но в момент, когда проводились предыдущие замеры, метан не был обнаружен.