Говорят, в это время он вел переговоры о покупке очередного игрока для своего английского футбольного клуба "Челси". А в это время регион, которым он руководит, фактически объявили банкротом.
- Мы провели плановую проверку, - начал разговор с корреспондентом "РГ" Сергей Степашин. - И связана она с тем, что Чукотка является дотационным регионом. Значит, мы по закону обязаны следить за тем, как там расходуются бюджетные средства. Счетная палата ежегодно проверяет по 25-30 таких регионов. Кстати, вчера на коллегии подводили итоги еще и по Ингушетии.
Мы ничего специально на Чукотке не искали, а увидели лишь то, что есть. И нарушение финансовой дисциплины на сумму более 1 миллиарда рублей. И уход от налогов. Например, обнаружилось, что 22 предприятия "прописаны" на Чукотке по одному юридическому адресу, но в регионе они не работают. Однако все освобождены от налога на прибыль. "Сэкономленные" таким образом деньги делились следующим образом: половина доставалась предприятиям, а половина шла на социальные программы. Регион, конечно, от этого выиграл, как и те, кто сумел эти деньги освоить. А бюджет страны потерял. Поэтому мы эту тему не закрываем. Надо выяснить, что за предприятия, как они регистрировались. И вообще изучить эту схему, посмотреть, где она еще применяется. У нас в стране хитрецов много.
- Вы впервые столкнулись с такой схемой?
- С таким количеством предприятий одновременно - впервые. Но похожая схема ухода от налогов через внутренние офшоры применялась и "ЮКОСом", и "ЛУКОЙЛом".
Та же "Сибнефть" на Чукотке в 2001 году ушла от налогов на 10 миллиардов рублей. Кстати, наши представления на эту тему, которые Счетная палата направляла и в правительство, и законодателям, возымели действие. И, как вы знаете, с 1 января 2004 года внутренние офшоры закрыты. Там, где они еще существуют (по нашим данным, они действуют примерно в десяти регионах), мы будем серьезно работать. Вчера Счетная палата обратилась к премьер-министру Михаилу Фрадкову с предложением организовать во всех регионах России фронтальную проверку предоставления налоговых льгот компаниям, зарегистрированным на их территориях.
- Те нарушения, которые вы нашли на Чукотке, действительно серьезные? Или такое случается практически во всех регионах?
- Судите сами. Например, в Чечне мы выявили 771 миллион рублей нецелевых расходов. Но это республика, в которой идет война. А Чукотка - сравнительно небольшой регион, там всего 52 тысячи населения. Есть нарушения и в Ингушетии, но тоже не в таких масштабах, как на Чукотке. И произошли они главным образом из-за того, что многие решения принимались в экстремальных ситуациях, особенно когда в республику хлынул поток беженцев из Чечни.
А те финансовые нарушения, которые были допущены на Чукотке, - следствие недостаточной работы местного менеджмента. Элементарная неграмотность. Там есть такие очевидные ошибки, о которых знает любой молодой бухгалтер, только что окончивший институт.
- После вашей проверки у Генпрокуратуры будет повод заинтересоваться регионом и ее руководителем?
- Статья 2851 Уголовного кодекса РФ рассматривает нецелевое расходование бюджетных средств как преступление. Сумма крупного размера траты такого рода определена в 1 миллион 500 тысяч рублей. Особо крупного - в 7 миллионов 500 тысяч рублей. Наказание - либо штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы до 5 лет. На Чукотке Счетная палата выявила нецелевых расходов на 547 миллионов рублей. Мы направим в регион соответствующее представление. С этим будет разбираться и прокуратура.
- Какие же регионы у вас на очереди?
- В ближайшее время по просьбе нового губернатора будем смотреть Тверскую область. Губерния находится в тяжелейшем положении. Запланированы проверки в Эвенкии, а по запросу депутатов Госдумы - еще и в Псковской области.
- В прессе не раз писали, что Счетную палату используют как орудие против тех губернаторов, которые не по душе федеральной власти.
- Открою вам секрет. Когда мы начали работать в некоторых регионах накануне выборов, например, в Башкирии и Якутии, президент, наоборот, просил сделать так, чтобы мы своей проверкой не повлияли на ход избирательных кампаний. И тогда на коллегии Счетной палаты было принято решение: если в регионе предстоят выборы (через 3-6 месяцев), а у нас плановая проверка, то работу мы сделаем, но подводить итоги и обнародовать их будем уже после выборов.
- Недавно английские аудиторы проверяли ваше ведомство. Каков их "приговор"?
- Это был аналитический обзор нашей деятельности. Должен с гордостью отметить, что по ряду позиций нас похвалили. Что касается рекомендаций, то они в основном сводились к тому, что надо активнее переходить к аудиту эффективности, то есть анализировать, насколько результативно сработали те или иные государственные программы. Одну такую проверку мы уже провели вместе с канадцами. И скоро будем докладывать о ней Совету Федерации и Государственной Думе. Речь идет о федеральной программе "Дети Севера". Выводы у нас неутешительные. Выполнение программы оказалось абсолютно неэффективным.
Заканчиваем анализ итогов приватизации за последние десять лет. Все почему-то говорят, что мы ставим вопрос о деприватизации. Ни в коем случае. Мы хотим наконец понять: что дала стране эта приватизация, какие проблемы она принесла, какие были нарушения.
- Стоит ли ворошить прошлое?
- Впереди у нас достаточно большой путь. Только в этом году будут приватизированы 200 предприятий. Потом дойдет очередь до ОАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром". Это отразится не только на экономике, но и вообще на всей жизни в стране. И потому мы не имеем права повторять те ошибки, которые были допущены, особенно в начале 90-х годов.
- С какими трудностями сталкивается Счетная палата в своей работе?
- Нас очень тревожит ситуация, когда в аудиторы активно стараются провести людей, связанных не с контрольно-ревизионной деятельностью, а отражающих интересы того или иного бизнеса. Поэтому мы просили законодателей, чтобы они отрегулировали систему назначения аудиторов.
Давно пора также разработать концепцию и принять закон о финансовом контроле. У нас очень много контролирующих органов, подчас мы ходим на одни и те же объекты. И в то же время из поля зрения независимого финансового контроля практически выпали муниципальные бюджеты. Они вне зоны нашей компетенции. Не во всех регионах есть местные счетные палаты, а там, где они созданы, порой работают 2-3 человека. Сейчас идет реформа местного самоуправления, и муниципалитетам будут переданы достаточно большие финансовые ресурсы. Разве их можно оставлять без присмотра? Ведь это непосредственно касается людей - их пенсий, зарплат, здоровья, образования, всей жизни.
И, наконец, мы хотели бы получить право самим обращаться в суд, если материалов проверки для этого достаточно. А еще - добиться от законодателей, чтобы они разработали поправки в соответствующие законы и ввели персональную ответственность губернаторов за нецелевое использование бюджетных средств. Да, мы выявили финансовые нарушения на Чукотке. Например, нецелевые расходы только средств федерального бюджета - на 104,5 миллиона рублей. И теперь Минфин должен их заблокировать и вернуть в бюджет страны. Таким образом, пострадают люди, а не начальники. Тогда как, например, в Испании есть четкое правило: платит тот, кто допустил нарушение. Поверьте, тогда губернаторы не будут так легко относиться к своим подписям. И десять раз подумают, прежде чем пускаться во все тяжкие.