Спонсор-первопроходец появился в Ростовском зоопарке в 2001 году. Фирма взяла под опеку зебру, поскольку это животное фигурирует в ее названии. Она помогла зоопарку с приобретением и перевозкой подшефного питомца, затем стала и деньгами выручать. По заключенному с зоопарком договору зебра ежемесячно обходилась компании в четыре тысячи двести рублей. Это на тысячу восемьсот рублей меньше полной суммы, требуемой на содержание животного, то есть на питание, оплату электроэнергии и заработную плату работникам зоопарка.
Вольер оформили в стиле фирмы-спонсора. Ее сотрудники частенько приходили в зоопарк, показывали "крестника" своим детям. Но, несмотря на все благодеяния, собственноручно кормить опекаемого зверя спонсорам не разрешали - таковы правила безопасности.
Впрочем, даже соблюдение всех правил не помогло сохранить эту идиллию. Два месяца назад зебра умерла.
- Мы все очень сильно переживаем по этому поводу, - жалуются сотрудники фирмы. - Как только в зоопарке появится подходящее животное, мы обязательно возьмем над ним шефство.
Вторым жителем зоопарка, который обзавелся спонсорами, стал белый медведь. С предложением взять зверя на баланс на руководство зоопарка вышла компания холодильного оборудования. Правда, нужно оговориться, что расходы на животное фирма по сей день оплачивает лишь частично - в размере двух тысяч рублей. Сумма же, необходимая мишке для полного комфорта, по расчетам экономистов зоопарка составляет одиннадцать с половиной тысяч рублей в месяц.
Но есть в зоопарке звери, которые благодаря "высоким" связям сами становятся спонсорами для своих соседей.
Ким Бейсингер дружила со Степаном
Самый известный обитатель зоопарка - медведь Степан. Благодаря своим покровителям - звездам Голливуда он прославился на весь мир. Его нашел американский актер Эрик Робертс (брат Джулии Робертс) в Сочи во время проведения "Кинотавра". Посетив с женой один из сочинских ресторанов, он заметил возле входа медведя с невероятно грустным взглядом, запертого в крошечной клетке. После того как актеры увидели, что несчастного медведя поят пивом, сердца их не выдержали. Они купили Степана у хозяев. Изначально мишку хотели увезти в Америку, но узнав о трудностях на таможне, чета Робертсов передумала.
Устроить животное в Ростовский зоопарк помогла другая звезда - Ким Бейсингер. Степану создали самые лучшие условия. Спонсором постройки медвежатника выступил один из центральных каналов телевидения. Медвежьи хоромы обошлись ему в 20 тысяч долларов.
Страсти вокруг Степана отгремели, но телевизионщики по-прежнему исправно вносят на его содержание 125 тысяч рублей в год.
Выбранное в качестве объекта опеки животное питается ничуть не лучше других. Переедать зверям в неволе вообще не стоит - вредно для здоровья. Деньги от их "крестных" поступают на расчетный счет учреждения и расходуются по мере надобности на содержание всех животных.
И все же предприниматели предпочитают не просто помогать зоопарку, а хотя бы на словах выделять какое-то свое животное. А уже в соответствии с его запросами определяться с суммой денежной помощи.
И если зоопарку никогда не нужно было считать отдельной строкой расходы на каждого питомца, то теперь, по просьбам руководителей ростовских фирм, уже составлены экономические расклады на жирафа, носорога и других крупных и приметных зверей.
Мы проходим мимо клетки с двумя малышами-ягуарами. Близнецам по два года. Они прехорошенькие, но брать над ними шефство никто не спешит.
- Кушают слишком много, - поясняет заместитель директора зоопарка Александр Липкович, - обычно спонсоры предпочитают менее притязательных животных. К примеру, питон. Его полное содержание обходится одной ростовской компании связи в 2,5 тысячи рублей в месяц. Почему выбрали именно тигрового питона, объяснить не может никто. Хотя я их понимаю: многих людей тянет к пресмыкающимся, они словно завораживают. Вот и директору фирмы понравился наш питон.
- Ростовское охотхозяйство одно время жаждало взять под опеку оленя как свой символ, - продолжает Александр Давидович. - И деньги у них для этого имеются - на Дону регулярно проводится валютная охота. Но что-то дело не заладилось, так и не заключили с нами договор. А крупнейшая интернет-компания предложила купить зоопарку слона. Однако без слоновника содержать это животное нельзя. Узнав о стоимости постройки "домика", компания отказалась от этой идеи. Многие хотели бы взять шефство над обезьяной - к нам обращалось с десяток фирм с просьбой составить финансовый расчет. Повышенный интерес объясняется тем, что сейчас по восточному календарю идет год именно этого животного. Однако узнав результаты расчетов экономистов (на содержание шимпанзе ежемесячно требуется около десяти тысяч рублей), предприниматели исчезали, поэтому ни одна обезьяна так до сих пор и не взята под опеку.
Промоушн возле клеток
Из-за дороговизны содержания животных сегодня широко распространен другой вид взаимодействия зоопарка с потенциальными спонсорами: проведение различных праздников и акций, во время которых коммерческие предприятия рекламируют свои товары и услуги. Хорошо всем - фирме, продвигающей свою продукцию, зоопарку, что-то имеющему с этого, и посетителям, дети которых получают фирменные шарики или другую рекламную мишуру.
Широко использует этот вариант донская фирма - производитель соков. В качестве спонсорской помощи она изготовила прочные таблички с названиями зверей и птиц. Всего в зоопарке находится около четырехсот видов животных, теперь на каждой клетке красуется логотип фирмы.
Телевизор для обезьян
Радуются в зоопарке и нематериальной поддержке. Партнерские отношения, к примеру, установились у зоопарка с одним из ростовских вузов - студенты приходят сюда убирать.
Хорошим тоном становятся субботники. В этом году в день проведения городского субботника зоопарк посетила команда сотрудников местного телеканала. Телеведущие, лица которых знакомы каждому ростовчанину, убирали мусор и вскапывали газоны.
Журналисты ростовского еженедельника устроили для животных "неделю высокой моды" - привезли фирменную одежду с логотипами своего издания. Обезьянке Бони в полной мере удалось почувствовать себя в роли журналиста. Как заправский корреспондент он что-то строчил в своем блокноте, - наверное, репортаж из жизни животных.
Да и сами журналисты, конечно же, рассказали своим читателям и зрителям об этих акциях.
Донской меценат помог зоопарку в прошлом году, купив... видеотехнику для обезьян. Дело в том, что самцы шимпанзе никак не хотели совершать процесс воспроизводства. Выросшие в неволе, они не были знакомы с технологией. Ростовский коммерсант подарил им телевизор и видеомагнитофон, на которых им стали крутить обучающие фильмы из жизни дикой природы. И хотя основное дело, ради которого все это приобреталось, с мертвой точки не сдвинулось, обезьянки с большим удовольствием смотрели кассеты, а одна "подсела" даже на бразильские сериалы.