Решение об их многостороннем сотрудничестве было принято в прошлом году в Санкт-Петербурге. Одной из важных проблем, стоящих перед системами госрезервов, является формирование новой законодательной базы, позволяющей более эффективно действовать в современных условиях. Глава Федерального агентства по государственным резервам Александр Григорьев рассказал об этом "РГ".
- На днях в Совете Федерации состоялась конференция, где были представлены предложения по совершенствованию Закона "О государственном материальном резерве". Появится ли теперь новый закон?
- Прежний закон 1994 года составлен из инструкций советского времени. Он добротный, но за 10 лет страна и экономика стали другими, старый закон начал тормозить нашу работу. В итоге получается, что, имея одну из самых мощных в мире систем резервов - а наши резервы сопоставимы, например, с резервами США - государство из-за несовершенства законодательства использует их недостаточно эффективно. В 2001 году была попытка написать новый, но он походил на "косметический ремонт", которого не хватит на годы. Мы пошли другим путем: подготовили концепцию развития системы, ее обсудило и утвердило правительство. Это основа и указание, куда нам двигаться. Сейчас мы пишем новый закон, к декабрю должны внести его в правительство.
- С марта в стране идет административная реформа. Как изменились функции агентства?
- Мы входим в число тех немногих ведомств, чьи функции остались практически неизменными. По результатам проверки ни одна из них не была признана избыточной. Это означает, что все, что мы делаем, нужно государству. Сейчас вопрос стоит скорее о том, чтобы мы смогли выполнять эти функции более эффективно.
- В 1994-м году на Украине было громкое дело о распродаже и хищении горючего из госрезерва. Обсуждались ли вопросы по обеспечению сохранности резервов в законодательном порядке на конференции?
- Государственную собственность надо страховать - это одно из предложений, которые мы хотим внести в новый закон. Но госрезерв состоит из двух частей - оперативного и мобилизационного запаса, рассчитанного на день "Х". Первый хранится на наших собственных базах, второй - в организациях - исполнителях мобилизационного плана.
За три года, которые я руковожу госрезервом, не было случая хищений нашими сотрудниками. Но были попытки воровства взрывчатых веществ "третьими лицами". Было проведено 4,5 тысячи проверок организаций, где хранится мобилизационный запас. 900 из них - совместно с МВД, ФСБ и прокуратурой. Выявились единичные случаи и хищений, и самовольного расходования запасов. А вот судьба материальных ценностей из резерва при банкротстве организаций, их сохраняющих в нынешних условиях, - проблема серьезная, и мы будем настаивать на внесении соответствующих поправок в процедуру банкротства.
- Насколько госрезерв может играть регулирующую роль на рынке - балансировать цены на сахар, зерно, горючее?
- По особому распоряжению правительства мы имеем право регулирующего воздействия на экономику с целью ее стабилизации. Когда начинались перебои с продовольствием, когда не хватало сахара - его поставили из госрезерва и сняли остроту ситуации. Когда растут цены на бензин - мы способны вмешаться. Госрезерв может избавить страну от кризиса. Это факт.