Девочки направо, мальчики налево
Как правило, нет смысла говорить о художественных свойствах сериалов, потому что не для того они снимаются.
Снимаются они для рейтинга, на который равняются рекламодатели и по которому косвенно мы можем судить о рефлексах и комплексах широкой общественности.
Хорошие рейтинги "Господ офицеров" (21%) и "Бальзаковского возраста" (16%) означают, что у нас образовались две самостоятельные субкультуры - мужская и женская.
А мы-то так старались стереть границу между мужчиной и женщиной и по части прав, и еще больше по степени бесправия, что почти добились своего. И вот, пожалуйста, на территории одного вечера повстречались ярко выраженный девичник и столь же очевидный мальчишник. Вышла невольная полемика. И господа мужики, которые зэки, не все сво... И бабы бальзаковского возраста - не обязательно су...
Что касается последних, то все они созданы для секса, как птицы для полета. Правда, до "Бальзаковского возраста" о том же шла речь в американском, полномасштабном сериале "Секс в большом городе". Сравнивать, конечно, можно, но не стоит. И дело не в том, что американские персонажи погружены в реальные обстоятельства, а наши девицы все больше ломают комедию. А в том дело, что не сравниваем же мы российскую версию телешоу "Фабрика звезд" с английской или итальянской.
"Секс в большом городе", строго говоря, это не сериал: это формат. Для российского телезрителя он адаптирован применительно к российской специфике, в силу которой не все дамы имеют по машине, некоторые на трамвайчике добираются. Но, как и положено в подобном формате, у каждой из подружек свой пунктик: одна чокнулась на идее выйти замуж за богатого старика, другая все время нарывается на патологических секс-партнеров, третья - вамп, а четвертая - самая умная, но не счастливая.
Понятно также, что все они в глубине души - девушки романтичные, лелеющие надежду связать свою судьбу с принцем, но терпящие одну неудачу за другой. И не в том дело, что все мужчины выглядят несколько ущербными и дефективными. Дело в том, что стороны обменялись позициями: теперь не "Ж", а "М" является объектом сексуального домогательства. Мужчина стал вещью и в каких-то случаях товаром. Две милые собачки Меджи и Фидель из "Записок сумасшедшего" не за стойкой бара встречаются, они в соответствии с правилами хорошего тона, принятого в ХIХ веке, переписываются.
"Я тебе открою, - пишет Меджи своей подружке Фидель, - что у меня много куртизанов. Я часто, сидя на окне, рассматриваю их. Ах, если б ты знала, какие среди них есть уроды".
Сумасшедший Поприщин на это отозвался сакраментальной фразой: "Я давно подозревал, что собака умнее человека". Так не глупее человека и женщина, добавил бы я от себя, находясь под впечатлением "Секса в большом городе" и "Бальзаковского возраста" одновременно.
Мужчина бальзаковского возраста создан для политики, как птица для полета.
С другой стороны, не значит ли все это, что мы по внутреннему ощущению, по ментальности и даже мировоззренчески вконец обуржуазились?
Когда-то мы горько сокрушались: нам бы их проблемы. Теперь они наши.
У мужчин бальзаковского возраста свои проблемы. Они политического свойства.
Надо было послушать господина Явлинского в последнем выпуске "Свободы слова" или господина Жириновского на передаче "Апельсиновый сок"... Или товарища Зюганова в программе "Времена". Или госпожу-политика Хакамаду, пообщавшуюся в "Спецвагоне" с Хрюном и Степаном.
В их вожделении власти и в том, как она им многократно отказывала во взаимности, есть что-то сходное с теми переживаниями, которые испытали бальзаковские красотки из телесериалов. Те же обиды, та же неудовлетворенность и такая же раздраженность.
Явлинский страшно распалился, едва его поймали на том, что он невнимательно прочитал Послание президента. Его апломб всезнайки был взят под сомнение, и он закусил удила: его ирония стала убийственно язвительной, его сарказм - изысканным, его слог - красноречивым. В этот момент Григорий Алексеевич напоминал Чацкого, после того как тот застукал Молчалина на свидании с Софьей. "Кому меня вы предпочли?" Хакамада изложила двум куклам свою предвыборную программу на выборах президента в 2008 году. Жириновский пообещал Владимиру Соловьеву стать хозяином Кремля ***
2016 году и тоже изложил свою предвыборную программу, совсем уж по-ноздревски бредовую.
И у власти, стало быть, много куртизанов. Она могла бы сказать примерно то же самое, что и Меджи: "Я часто, сидя у экрана телевизора, рассматриваю их. Ах, какие среди них есть уроды".
То ли дело, сидя у экрана телевизора, смотреть на телезвезд добальзаковского возраста.
"Ласковый май-2"
Четвертая "Фабрика звезд" вышла на финишную прямую. В ближайшую пятницу станут известны ее победители, что, впрочем, не так важно, поскольку победитель уже известен. Это Первый канал, заработавший на этом деле высокие рейтинги и, наверное, большие деньги, что само по себе замечательно.
К бизнес-проекту вопросов нет. Есть вопрос о трех составных источниках развлекательного шоу. У "Фабрики" были предтечи. Первые две хорошо известны. Это западные форматы - "Академия звезд" и "За стеклом". Третья - "Ласковый май". Была такая еще в советское время поп-группа, пользовавшаяся у советских тинейджеров бешеным успехом. Она помимо этого прославилась способностью к клонированию. По стране катались несколько юношеских коллективов под маркой "Ласковый май". По тогдашним меркам, то был грандиозный всесоюзный "чес".
Но чего ему недоставало, так это могущественной телевизионной поддержки Первого канала, и он заглох, померк... А теперь воскрес уже в формате "Фабрики" раз, два, три, четыре... Но, в сущности, все четыре "Фабрики" - "Ласковый май-2". На него работают лучшие поп-композиторы и профессиональные поп-аранжировщики, успешные продюсеры и звездные артисты. Весь шоу-бизнес стоит на ушах. Это уже целая индустрия, функционирующая, к слову сказать, по той же схеме, что и "Аншлаг", что и политическая антреприза - массированная раскрутка по телевизору, а затем "чес" по стране. А потом раскрутка новых клонов фабричной выделки и т.д.
...Телевизионный формат - великая вещь, особенно если он отвечает на субкультурные запросы населения в одном случае бальзаковского возраста, в другом - добальзаковского и т.д.