Прибалтийские и скандинавские СМИ с осени прошлого года сообщают: некоторые исландские, датские и шведские финансово-промышленные структуры готовы финансировать реализацию проекта Даугава - Днепр уже с нынешнего года. Причем "первую скрипку" в капиталовложениях играют не только компании, но и правительство Исландии. Заинтересованность скандинавов и прибалтов понятна: кратчайший путь из Северной Европы и Балтии в Черноморско-Дунайский бассейн проходит через Польшу, Беларусь и Украину, а перевозки по внутренним водным артериям намного дешевле сухопутных. "Транзитные" же страны смогут получать ежегодно, по экспертным оценкам, до 120 - 150 миллионов долларов благодаря новым трансъевропейским грузо- и пассажиропотокам.
Проект канала Даугава - Днепр, почти 35 процентов протяженности которого пройдет через Беларусь, требует, в текущих ценах, минимум 8 миллиардов долларов. Скандинавы намерены вложить до 5,5 - 6 миллиардов долларов, в том числе исландцы - до 5 млрд. долларов. Это недавно подтвердил Эрик Бирзгалис, один из руководителей латвийской финансово-технологической экспертной группы по проекту Даугава - Днепр. По его словам, Евросоюз по-прежнему поддерживает программу создания восточноевропейско-скандинавской водно-транзитной системы, по кратчайшему пути "выводящей" эти регионы к Черноморско-Дунайскому и Волжско-Каспийскому бассейнам.
Соединительная "нитка" в Беларуси (Орша - Витебск) между Днепром и Даугавой составит 80 - 85 км. В настоящее время экспертные группы - национальные и международные - проводят экологическую экспертизу проекта, разрабатывая варианты минимального воздействия на прилегающую биосферу. По данным Латвийского фонда развития энергетики, транспорта и защиты окружающей среды, через 3 - 5 лет после ввода маршрута в эксплуатацию здешние водные грузопотоки позволят возместить капиталовложения, а согласованная тарифная политика "транзитных" стран будет привлекать на этот путь перевозчиков с отправителями и получателями грузов. Вдобавок новый водный путь будет использоваться и для туристических маршрутов, что тоже выгодно не только Беларуси.
Постепенно растут грузо- и пассажиропотоки на другой действующей белорусско-польской водной артерии Днепровско-Бугском канале. Беларусь и Польша, как уже сообщал "СОЮЗ", совместно реконструируют приграничный Августовский канал, соединяющий "польскую" и "калининградскую" Балтику с северо-западной Беларусью. Словом, на востоке и севере Европы быстро восстанавливается и развивается трансграничное судоходство по внутренним водным путям, а это продиктовано растущим спросом, в том числе со стороны экскурсионно-туристических фирм, на такие маршруты.
Уже в солидный том выросла переписка по проекту Даугава - Днепр между транспортными министерствами, проектными институтами и другими учреждениями Латвии, Беларуси и Украины. Дважды заседала трехсторонняя рабочая группа, в ближайшее время она должна дать оценку экономической и экологической эффективности вариантов сооружения этого пути и подготовить соответствующие письма-рекомендации правительствам. На май - июнь в Киеве намечено третье заседание рабочей группы.