Открывая встречу, шеф-редактор газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия" Александр Батыгин сказал:
- В наших совместных планах с Департаментом информации Постоянного Комитета - приглашать в редакцию руководителей Союзного государства, всех, кто активно участвует в интеграционных процессах. Иван Федорович Мацкевич в Москве работает с мая 2003 года, курирует в Постоянном Комитете совместные белорусско-российские производственные программы, и сегодня речь пойдет именно о них. Иван Федорович, вам слово.
- Действительно, 19 мая исполнился год, как я переехал в Москву для работы в Постоянном Комитете Союзного государства в качестве заместителя Госсекретаря Союзного государства - члена Постоянного Комитета, - сказал И. Мацкевич. - Если говорить о той работе, которую мне поручено вести, то в основном это вопросы формирования единого экономического пространства и решение вопросов социально-экономического развития двух государств в соответствии с Договором о создании Союзного государства.
Объем товарооборота между нашими государствами в 2003 году достиг рекордной величины - 12,5 миллиарда долларов. Все факты говорят о том, что создание Союзного государства, ликвидация границ между нашими государствами, свободное перемещение (хотя оно, надо признать, не до конца еще решено) труда, капитала, услуг - все это позволило наладить прямые кооперационные связи между предприятиями, между регионами России и Беларуси.
Основой экономической интеграции являются совместные научно-технические и производственные программы. Большая часть средств бюджета Союзного государства направлена именно на их реализацию. В 2004 году на 42 совместные программы и мероприятия будет потрачено 93 процента союзного бюджета.
Реализация научно-технических и производственных программ позволила дополнительно создать более десяти тысяч рабочих мест в России и Беларуси. Вспомним, в середине 90-х годов целый ряд предприятий, как в России, так и в Беларуси, оказался в очень тяжелой ситуации. В том числе автомобильные заводы. Ярославские заводы, к примеру, практически полностью стояли. Работы не было, люди сидели без зарплаты. И вот одной из первых союзных программ стала программа "Развитие дизельного автомобилестроения" (сроки ее реализации - 1999-2003 годы). Эта программа, сегодня можно констатировать, не только фактически реанимировала крупнейшие предприятия, но и позволила создать конкурентоспособную современную продукцию, соответствующую европейским стандартам. Ведь когда создавалась программа, у нас о Евро-2, Евро-3, Евро-4 вообще никто не вел разговоры. Но жизнь заставила. И сегодня в рамках союзной программы разработаны автомобили, полностью соответствующие требованиям Евро-2. Новой программой, продолжающей развитие дизельного автомобилестроения в 2004-2008 годах, предусматривается создание дизельной автомобильной техники, соответствующей экологическим требованиям Евро-3 и Евро-4.
Конечно, есть и проблемы. Когда, в частности, выделялись деньги, не очень задумывались о том, в какие сроки придется их возвращать. К сожалению, так получалось, что немного затягивались, срывались сроки финансирования программы. Не учитывались дефолты, инфляции и тому подобное. Поэтому в установленный срок не было закуплено все оборудование, не осуществлена перестройка и модернизация производства. И у предприятий сдвинулся срок возврата кредитных денег. Поэтому сейчас ставится вопрос о реструктуризации долгов. Предприятия заработали, получают прибыль и, соответственно, будут рассчитываться. Это то, что касается дизельного автомобилестроения.
Не менее значимой является известная программа "Союзный телевизор". Основная ее цель - восстановление телевизионнной отрасли России и Беларуси. На данный момент первая программа успешно завершена и разработана новая программа "Союзный телевизор-2", которая предусматривает создание и массовое производство отечественного цифрового телевизора.
В целом реализация программы "Союзный телевизор" продемонстрировала способность союзных производителей сложной электронной техники конкурировать на нашем внутреннем рынке с зарубежными компаниями. Отечественные телевизоры успешно продаются, если их цена на 15-20 процентов ниже зарубежных аналогов, а качество - не хуже.
Кстати, основными конкурентами отечественных производителей являются телевизоры так называемой "отверточной сборки", которые собираются в России и Беларуси из дешевых комплектующих.
Благодаря союзной программе реанимирован завод имени Козицкого, который успешно выпускает телевизор "Радуга", завод "Квант" (телевизоры "Садко") и Воронежский завод электронно-лучевых трубок, который наладил производство цветных кинескопов. Выделенные средства белорусскому заводу "Горизонт" позволили практически удвоить выпуск телевизоров. На сегодняшний день отечественные телевизоры занимают на внутреннем рынке Беларуси и России 30 процентов продаж. А ведь в середине 1990-х годов их продавалось всего 3-5 процентов. Это говорит об успешном проведении модернизации производства, выпуске современной аппаратуры, увеличении занятости людей, и улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Теперь перед нами стоят задачи по переходу на цифровое телевещание.
Есть программа "Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения, на основе белков человека, полученных из молока трансгенных животных". Она запущена с прошлого года. Суть ее в том, что будут разработаны биологические препараты, для использования при изготовлении лекарств. По словам инициатора этой программы российского академика Гольдмана, в среднем рыночная стоимость большинства дефицитных лекарственных белков человека превышает тысячу долларов за один грамм. Завоевание мирового рынка хотя бы по одной из таких позиций могло бы принести доход в сумме до 6 миллиардов долларов, что вполне хватило бы для оплаты необходимых населению Союзного государства лекарств.
Скажу также о новой программе, которая пока не утверждена. Это программа производства сельскохозяйственной техники. Она тоже имеет длинное официальное название ("Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства"), хотя коротко ее называют "Союзный комбайн". Это будет такая машина, на которой меняется оснастка. В зависимости от того, к примеру, что надо убирать сегодня зерно, значит, будет как комбайн. Завтра надо будет убирать травы, косить - будет как сенокосилка. Пахать почву - будет как трактор. И так далее. Вы понимаете, насколько сокращается количество техники, которой не потребуется выпускать, приобретать, эксплуатировать. Применение такого комбайна позволит заменить 10-14 узкоспециализированных машин, используемых сезонно, то есть фактически раз в году. Такая техника в первую очередь необходима фермерам, имеющим небольшие поля и для которых накладно вкладывать средства в полный набор машин. Программа эта практически со всеми инстанциями уже согласована. Сейчас она находится на согласовании в Минфине России, и мы надеемся, что в сентябре 2004 года на очередном заседании Совета Министров Союзного государства программа "Союзный комбайн" будет принята.
Несколько слов о программе самолетостроения. Это программа модернизации самолетов Ту-134. В связи с тем, что парк самолетов Ту-134 стареет и они постепенно выводятся из эксплуатации, а предлагаемый на замену Ту-334 начнет серийно выпускаться лишь в 2005-2006 годах, требуется введение в строй дополнительных машин отечественного производства. Почему нельзя купить старые "боинги"? Потому что их покупка приведет к дополнительнвм затратам: недостаточно приобрести самолет - его надо еще и обслуживать, переучивать летный состав, а это можно делать лишь за рубежом. Не лишним будет учесть статистику аварий "Боинга-727", который 51 раз не дотягивал до посадочной полосы, тогда как у его российского аналога Ту-154 было всего 20 авиакатастроф, а у Ту-134 - ни одной! Ту-134 - самый надежный самолет, который практически не имел аварий. Надежность Ту-134 отмечена, кстати, в Книге рекордов Гиннесса.
Поэтому пришли к выводу, что сегодня целесообразно модернизировать Ту-134. Переоборудовать учебные военные самолеты Ту-134УБЛ в пассажирские самолеты Ту-134Б. Деньги потребуются небольшие, а в результате будет получен практически новый самолет, который обойдется в несколько раз дешевле, чем действительно новый самолет. В основном по этой программе также все согласовано. И, я думаю, будем выходить с предложением утвердить эту программу в текущем году.
Далее И. Мацкевич ответил на вопросы.
- Какой импульс союзному строительству может дать ближайшее заседание Совета министров Союзного государства? И какие вопросы включены в повестку дня заседания?
- На предстоящем заседании Совета Министров планируется рассмотреть 15 вопросов. Все они касаются дальнейшего развития Союзного государства. В частности, в повестку дня внесен вопрос о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным из союзного бюджета по программе "Развитие дизельного автомобилестроения". Будет обсуждено исполнение бюджета Союзного государства за 2003 год. Запланировано рассмотреть вопросы, связанные с координацией деятельности пограничных войск и с региональной группировкой войск России и Беларуси и их готовностью к участию в борьбе с терроризмом. Один из вопросов будет посвящен Телерадиовещательной организации Союзного государства.
- Как решается вопрос о союзной собственности?
- Производственные предприятия, участвующие в союзных программах, особых трудностей в этом плане не испытывают. МАЗ, Ярославский дизельный завод, минский "Горизонт" продают свою продукцию и получают прибыль. А вот Союзное государство прибыли не получает, союзный бюджет не увеличивается. Поэтому, конечно, необходимо принимать закон о союзной собственности как можно скорее. А пока закон будет создаваться, а это непростое дело, необходимо принять соглашение между нашими странами по этому вопросу. Дело в том, что пока нет единой методологии и методики определения союзной собственности. Ведь при реализации программ предприятия кроме союзных средств использовали и собственные средства, и заемные, и кредитные. Каким способом в произведенном продукте исчислять долю союзной собственности?
Закон о союзной собственности особенно важен для разработчиков, владельцев интеллектуальной собственности. Кто, например, является владельцем того комплекта документации, который был разработан в рамках реализации научно-технической союзной программы? Ведь, скажем, разрабатывали документацию творческие коллективы или институты России, а реализовывались эти идеи на белорусских заводах. Или, наоборот, что-то разрабатывали в Беларуси, а пользуются этими наработками в России. Такие проблемы будут возникать, пока мы не станем единым государством. Попытки в одностороннем порядке создать методику подсчета ни к чему не привели. Надо садиться за стол переговоров и договариваться двум сторонам. Конечно, окончательно проблема союзной собственности будет решена лишь после принятия Конституционного акта Союзного государства.
- Сколько союзных программ уже завершено? И есть ли программы незавершенные, что называется, "долгострои"?
- Когда мы начинали, общее количество программ равнялось 60, сейчас реализуются 45, значит, 15 программ завершены. Есть и те программы, которые доказали свою жизненность, поэтому они имеют естественное продолжение. Это, в частности, дизельное автомобилестроение, "Союзный телевизор", суперкомпьютер.
- С чем связано снижение количества принимаемых совместных программ и как это можно оценить?
- Дело в том, что на первоначальной стадии российско-белорусской интеграции необходимо было с чего-то начинать. И поэтому, что греха таить, иной раз количественный параметр превалировал. Теперь же мы делаем упор на качество. Сегодня значительно возросли требования к эффективности союзных программ. Поэтому снижение количества программ может быть расценено как позитивный фактор.
- Как влияют неравные условия хозяйствования в наших странах на реализацию программ?
- О неравных условиях хозяйствования много говорят как с одной стороны, так и с другой. Но если посмотреть внимательнее, то условия-то все-таки приблизительно одинаковые. Да, есть небольшие отличия. В одном случае в более выигрышном положении оказывается российское предприятие, в другом - белорусское. Но если все рассмотреть в целом, то условия приблизительно одинаковые. Тем более что заказчиками любой союзной программы являются министерства и ведомства России и Беларуси, то есть государственные структуры. А уж исполнителями может быть и государственное, и частное предприятие, и акционерное, любое по форме собственности.
- Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин недавно критиковал порядок разработки и процедуру принятия союзных программ. Что можете сказать по этому поводу?
- В Постоянном Комитете сейчас готовится новый порядок разработки и принятия программ. В настоящее время все программы проходят два этапа согласований. На первом этапе правительствами России и Беларуси согласуются предложения о разработке программы, затем их выносят на заседание союзного Совмина. На втором этапе процедуру согласования проходит проект программы, после чего программа окончательно утверждается Советом министров Союзного государства. В среднем процесс согласований и доработок занимает полтора-два года. Мы предлагаем упростить первый этап - предложения о разработке программы должны пройти лишь согласования в национальных минфинах и минэкономики, не нужно одобрение правительств двух государств, и далее напрямую предложения вносятся в Постоянный комитет. Второй этап не меняется. Новый порядок позволит сократить срок согласований программ практически вдвое.
Подводя итоги "круглого стола", шеф-редактор "СОЮЗа" подчеркнул: нынешняя встреча в редакции с руководством Союзного государства - разумеется, не последняя. Тем для разговора очень много. Будем вместе объективно и аргументированно рассказывать в своих изданиях о союзном строительстве.