По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Сейчас в России организацией систем дистанционного обучения на базе создания корпоративных мультисервисных сетей связи занимается один из крупнейших отечественных операторов высококачественной связи - компания "Транстелеком". Недавно она начала ее внедрение с Российского государственного открытого университета путей сообщения, который имеет 30 филиалов по всей стране, где обучаются 15 тысяч студентов.
О перспективах развития дистанционного обучения "Российской газете" рассказывает президент компании "Транстелеком" Сергей Липатов.
- Без сомнения, он-лайновое обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению! - сказал Липатов. - Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.
Тем, кому сейчас 30 и более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. А ведь это совсем не простой вопрос! Часто людям неловко представить себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Кстати, самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.
Ну и самое главное - при помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.
- Что вы имеете в виду?
- Проведенные недавно социологические опросы показали, что почти 90 процентов наших сограждан считают необходимым получение высшего образования. Но опять же, если верить все той же статистике, в этом году только один миллион человек сможет пополнить ряды студентов высших учебных заведений.
А спрос на образование постоянно растет. Уже сегодня на многие рабочие специальности требуются люди с дипломом об окончании высшего учебного заведения.
- Но в чем же тогда проблема? За последние годы в стране открылось огромное количество новых институтов, университетов и академий. Ежегодно эти учебные заведения выпускают сотни тысяч специалистов. Если стоит вопрос диплома...
- В том то и дело, что здесь встает уже не вопрос наличия диплома как такового, а вопрос качества знаний, получаемых в том или ином вузе.
Имя вуза складывается из многих составляющих - научных достижений, успешности выпускников, а также имени его преподавательского состава. И речь здесь идет не просто о лекторах, а о специалистах, которые успешно сочетают учебную работу и научную деятельность. А именно они, как свидетельствует российская и мировая практика, лучше всего могут обучить студентов так, чтобы полученные знания оказались востребованы рынком. К сожалению, в последние годы таких преподавателей становится все меньше. С одной стороны, общество нуждается в квалифицированных преподавателях, с другой, - в стране оказалось не так много людей, которые умеют хорошо и грамотно учить.
В результате в стране и сложилась ситуация, о которой говорил президент Путин, - массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. А в результате этого образование становится невостребованным. Не случайно в Послании отмечалось, что сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а более половины выпускников вузов не находят работу по специальности.
- И чем же в этой ситуации может быть полезно дистанционное обучение? И почему для этой цели не годится просто Интернет?
- Да потому, что его просто недостаточно! И потом, для получения качественного продукта, в нашем случае знаний, нужны несколько составляющих. Во первых, - высокий уровень защиты Сети. Ведь если заходит речь о сдаче зачетов и экзаменов, то необходимо исключить любые возможности несанкционированного проникновения в Сеть. Во-вторых, система должна обладать возможностями для передачи больших объемов информации. Это могут быть и лекции известных профессоров, которые транслируются по всем филиалам, и проведение совместных семинаров и видеоконференций. В-третьих, необходимо обеспечить устойчивую работу Сети, чтобы избежать любых перебоев в работе.
- И "Транстелеком" берет на себя ответственность по предоставлению подобных услуг?
- Да, и это вполне естественно. Имея самую протяженную, проложенную по всей стране волоконно-оптическую сеть, "Транстелеком" может стать и коммуникационной базой для организации общероссийского дистанционного образования. Так что технические возможности у нас есть, и они постоянно развиваются.
- А как обстоят дела с дистанционным обучением за рубежом?
- Поверьте, мировой опыт мы изучаем очень внимательно! Я абсолютно уверен, виртуальные курсы - это магистральное направление развития образования. Для примера можно привести такие цифры: в 2005 году в образовательные электронные услуги в мире будет инвестировано 46 миллиардов долларов! В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.
Россия пока отстает на этом пути, но думаю, что это продлится недолго. Наше образование всегда признавалось одним из лучших в мире. Не хотелось бы растерять десятилетиями накопленный опыт.
Пока же компания "Транстелеком" связала научные центры Российской академии наук с европейской научной сетью GEANT, что позволило российским ученым, не покидая России, проводить совместные исследования со своими иностранными коллегами и не чувствовать себя оторванными от мирового научного процесса. Послание президента показало, что мы работаем в правильном направлении. Ведь Владимир Путин поставил задачу интегрировать образование и научную деятельность. А именно этим сейчас и занимается "Транстелеком", создавая необходимую технологическую базу.