Моралист поневоле
У меня с Богомоловым по поводу "Намедни" всегда были споры. Он считал, что Парфенов, монтируя встык сюжеты о жизни очень богатых и очень бедных, провоцирует социальное напряжение в обществе. Я возражала, что так Парфенов вместе со своим зрителем познает жизнь, устроенную не только несправедливо, но иногда, кажется, оглушительно абсурдно. Имея в виду жизнь не в высоком ее понимании, как трудную для познания божественную задумку, а ту, что формируют сами люди, нарушая не только этические нормы, но законы здравого смысла и правила сохранения собственной социальной безопасности.
Кроме как о "Намедни", мы, кажется, ни о чем не спорили. А что еще можно серьезно обсуждать на нашем телеэкране? Всегда взвешенную и разумную позицию Познера во "Временах"? Так он все взвешивает теперь бесспорно точно и разумно. Правильно ли прожаривает бифштекс Юлия Высоцкая в "Едим дома"? Так тут главное, что мужу нравится. Кого выкинут с "Фабрики звезд"? Так ясно - кого надо, того и выкинут.
"Намедни" была единственной непредсказуемой передачей в нашем телеэфире. В ней информацию подавали играючи, она могла возмущать или шокировать, но если всего этого в каком-то выпуске не было, то зрители были разочарованы и ждали следующего, надеясь там увидеть нечто экстраординарное. Чтобы было о чем спорить, попутно выясняя собственные этические позиции, взгляды на жизнь и ее устройство.
Основной зритель "Намедни" - представитель среднего возраста и среднего класса, делающий ставку на профессиональный успех и личную инициативу, - видел в "Намедни" не свою собственную жизнь, а параллельные ей реальности. И должен был в конце концов задуматься, стоит ли так уж стремиться к заоблачным материальным высотам, если их предел - горнолыжная трасса в Куршевеле. Не будем поминать более печального случая.
Абсолютно чуждый всякого социального и идейного пафоса Парфенов, как это ни странно, стал одним из главных моралистов нашего телевидения. На собственном эфирном опыте он проверял на прочность границы дозволенного профессией. Именно профессией, потому что недозволенного и одновременно непрофессионального, вроде разных подглядываний в душе и конкурсов на скоростное глотание червей, на телевидении как раз много. А вот на профессиональные границы никто давно не покушается, а как без этого тележурналистика может развиваться?
И не только фирменная парфеновская ирония была профессионально предельной, но и его перфекционизм, и его нарциссизм, и его отчетливое желание быть первым, лучшим. Лучшим, оказывается, быть не стоит. Лучшие - непослушные, они не просто неудобны для начальства, они для него опасны. Если начальство не из лучших, а из послушных другому начальству.
Немотивированная несвобода
Рассуждать о посягательстве на свободу слова в случае с Парфеновым неинтересно. О власти Парфенов всегда говорил без пафоса. Но он и о катастрофе 11 сентября говорил без пафоса, и о заложниках "Норд-Оста". Ну и что? Ему вообще всякое выражение скорби или гнева не давалось. А у кого оно получается естественно, не фальшиво? Может быть, только у хорошо воспитанного Познера.
Но разве наказывают за несентиментальное высказывание о власти? Вот не пустили однажды в эфир "Намедни" сюжет о книге "Байки кремлевского диггера". Но ее автор Елена Трегубова появилась на другом канале, и канал за это не закрыли. А книгу продают в Москве на каждом шагу. Что же до интервью с вдовой Яндарбиева, то это вопрос спорный. А разве сомневаться в правильности доводов начальства запрещено?
Унылый клон
Для того, чтобы понять, за что уволили Парфенова, достаточно посмотреть программу "Личный взгляд" Александра Герасимова. Начиная с его ложномногозначительного "Если вы все понимаете, значит, вам не все говорят" и кончая с мефистофельским видом произнесенной финальной угрозы "Все по-прежнему будет хорошо. Готовьтесь", - Герасимов нас пугает, но почему-то не страшно. В прошедшую субботу его "Личный взгляд" был нацелен на жизнь богатых. Оказалось, некоторые платят по 800 евро за бутылку, а за яхту - по 800 тысяч за штуку. К чему бы это? Да ни к чему - му-му.
Скалькировав с "Намедни" все, что можно, - компьютерную графику, игру слов в рубриках, принципы построения сюжетов, - бывший начальник Парфенова слишком хлопочет на экране лицом. Будь его "Личный взгляд" принципиально отличен от парфеновского, он только бы выиграл. А напрашиваясь на сравнение с парфеновской программой, проигрывает "Намедни" всухую.
Жаловаться некому
В воскресенье Парфенов появился в эфире программы "Времена". И там в очередной раз прозвучало, что он без работы не останется. Но без какой работы? Десять лет Парфенов и НТВ были вместе. Их скандальный развод обоих обездолит. На канале самой крупной фигурой останется теперь Руслана Писанка. Потому что ни Митковой, ни Осокину, ни Кондратьеву, ни Лобкову прежнего высокопрофессионального уровня НТВ не удержать.
И Парфенов везде будет казаться чужаком, пришлым из несуществующего уже эфирного пространства, где главным критерием оценки работы было ее профессиональное качество.
На других каналах тоже следят за качеством. Но там царствуют иные правила и форматы. "Первый канал" для Парфенова слишком демократичен, народен. Второй, государственный, - для него излишне сдержан и официален. Про третий и говорить смешно - там царство вечного гнева и пафоса. Не на СТС же подаваться? Злые критические языки могли, конечно, ради красного словца обозвать "Намедни" развлекательно-аналитической программой, но все же не о том развлечении речь. Получается, чтобы стать востребованным, Парфенову надо стать хуже, меньше, проще. Опять начать делать неполитические новости за неделю. Или заняться новым сериалом уже не про Российскую, а про Римскую империю. Грустно.
Почти всегда, а в этом случае особенно, бессмысленно рассуждать, что важнее - медийный брэнд или журналисты. Процветание канала обеспечивают хорошие журналисты. Если под маркой Гуччи продается костюм дизайна неизвестного турецкого портного, то это будет костюм от турецкого портного, а не "от кутюр". Но в случае с контрафактной одежкой можно обратиться в суд - права потребителя тут явно ущемлены. Качество потребляемого телезрителем эфирного продукта оспорить невозможно. У зрителя забрали "Намедни" ради чужих корпоративных интересов и неинтересных личных взглядов, и жаловаться ему некуда.