Рост на плодоовощном рынке

По оценкам минсельхоза и подведомственных ему исследовательских институтов, доля свежих "постсоветских" плодоовощей (т.е. российских и из ближнего зарубежья) в сбыте плодоовощной продукции в крупных городах и курортных регионах РФ ныне превышает 2/3, в том числе в Москве - около 65 процентов, а в сельских районах - минимум 75 процентов. Производство же таких товаров в стране за последние 15 месяцев возросло примерно вдвое. Основные продуценты - бывшие совхозы, фермерские хозяйства и пригородные плодоовощные комплексы.

Отечественная продукция в среднем на 10 процентов дешевле импортируемой из дальнего зарубежья - правда, за исключением плодоовощных, ягодных и грибных консервов: они, как правило, дороже на 15 - 20 процентов "заморских" аналогов. Сравнительно высокие затраты на консервное производство в сочетании с изношенностью примерно 70 процентов консервных мощностей, да и высокие расстояния доставки сырья на заводы, а готовой продукции - в основные центры потребления (что способствует высокому уровню транспортных, складских расходов) - главные причины дороговизны многих видов отечественных плодоовощных консервов, как и аналогов из ближнего зарубежья.

Вдобавок "заморская" продукция, как правило, демпинговая: например, средняя розничная цена консервированных ягод и грибов, как и продуктов их переработки, из Восточной Европы и Восточной Азии ныне почти на треть ниже, чем аналогичных российских изделий и таких же продуктов из ближнего зарубежья.

Невысокая конкурентоспобность "постсоветской" плодоовощеконсервной продукции обусловлена и тем, что для перевозок на дальние расстояния требуются рефрижераторные транспортные и складские мощности. Потребности же сельского хозяйства и пищевой промышленности в этих мощностях ныне обеспечиваются максимум на 40 процентов, причем около 70 процентов их требуют срочной замены или модернизации. В такой ситуации производители и торговые фирмы заинтересованы побыстрее сбыть свежий продукт, что, в свою очередь, способствует снижению цен на отечественные и "ближние" плодоовощи.

На потребительских предпочтениях сказывается и информация об опасностях генетически модифицированных продуктов: по экспертным оценкам, минимум половина свежих "заморских" плодов и овощей на российском рынке - это, скажем так, генетические изделия. Их доля в секторе плодоовощных консервов из дальнего зарубежья ныне оценивается в 45 - 50 процентов. Проще говоря, рост спроса на отечественные плодоовощи обусловлен не только ценовыми причинами.

Но в то же самое время, по оценкам минприроды и минсельхоза, в целом минимум треть "заморских" изделий из грибов и ягод, а также продуктов переработки лекарственных трав, поставляемых в РФ, изготовлена из российского сырья. Из-за низких, точнее, символических закупочных цен и отсутствия региональных систем сбора, заготовки, переработки и сбыта таких продуктов в России (существовавших, между прочим, в масштабе всего СССР 1920 -1970-х годов) соответствующее сырье "уходит" в дальнее зарубежье, откуда затем возвращается в импортной "оболочке". Так что дешевизна многих видов плодоовощных консервов из дальнего зарубежья обусловлена, в частности, дешевизной исходного, точнее, российского сырья.